Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
Резьба, украшающая иконостас В иконостасе Успенской церкви восемьдесят четыре иконы, большинство из которых старого письма (по-види мому, часть икон была взята из прежней церкви, а прочие писались по заказу варзужан во время строительства новой). По предположению специалистов, первоначально ико ностас, за исключением «царских врат», не имел резных украшений. Иконы стояли на простых полках — «тяблах». Их расположение определялось издавна сложившимися пра вилами устройства иконостаса. Иконостас, по учению христианских богословов, давал верующим «видимое изображение домостроительства Бо жия», а также наглядную картину всеобщей истории от «сотворения мира» до «праведного суда». Каждый из четырех ярусов иконостаса Успенской цер кви имел свое символическое значение. Нижний ряд, так называемый «местный чин», содержал иконы, особо чтимые прихожанами данной церкви. Здесь были помещены следующие изображения: слева от царских врат — икона Смоленской Божьей Матери, на пономарских вратах (сверху вниз) — Лоно Авраамово, сотворение первых людей и изгнание их из рая, лики Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи; далее иконы Воскресения Христа со страстями распятия и предстоящими святыми (Афанасием и Кириллом Александрийскими) и Николая Чудотворца, дер 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz