Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

В церковь ведут три входа, но главный из них — западный. Верующие, по религиозной символике, шли в храм «от тьмы неведения к свету истины». Первоначально внутри церкви все было по-домашнему просто и скромно: пол, сложенный из отесанных топором пластин, бревенчатые стены, вдоль стен — обычные, как в крестьянской избе, сидения (лавки). Восьмигранный сводча­ тый потолок над центральным срубом изображал «небо». Никаких росписей и орнаментов на стенах и потолках не было. Свет в помещение для молящихся проникал через семь окон, сделанных в стенах прирубов (три — с западной стороны и по два — с северной и южной). Кроме того, имелось шесть окон для освещения галереи и два окна — в алтарном прирубе. По левую сторону от главного входа была устроена узенькая лесенка с перильцами, по которой можно подняться в шатер и далее по столбу с перекладинами — в главку. Как и в любой церкви, алтарь отделен от помещения для прихожан стеною, украшенною рядами икон — ико ­ ностасом. Иконостас являлся важнейшим средством эмоциональ­ ного воздействия на посетителей церкви. Он должен был «приводить душу к ощущению святости и небесного вели­ чия», формировать у людей религиозные представления, воспитывать почтительное отношение к храму и ко всему, что в нем совершается. Поэтому иконостас стремились сделать пышным, кра­ сочным, впечатляющим. К изготовлению его привлекались обычно крупные мастера церковной живописи и резьбы по дереву. Иконостас Успенской церкви представляет из себя вы­ дающееся произведение искусства. Согласно надписи на доске, прикрепленной у входа в алтарь, он был освящен 9 ав­ густа 1677 года, то есть спустя три года после окончания строительства церкви. Кто трудился над созданием иконостаса — сведений не сохранилось. Скорее всего, это были известные в то время мастера Антониево-Сийского монастыря, имевшего в Вар­ зуге свое подворье и хозяйственные службы (рыбные ловли, мельницу и покосы). Участие соловецких мастеров малове­ роятно (монастырь после длительной осады в 1676 году подвергся разгрому правительственными войсками). 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz