Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
оно позволяло зодчему решить и ряд весьма важных кон структивных задач: расширить внутреннее помещение для молящихся, придать устойчивость центральному столпу и усилить впечатление высотности здания. Церковь — культовая постройка, и она должна была уже своим видом воспитывать религиозные чувства, укреплять веру в Бога. Высотность и отвечала этому назначению. Верующие, устремляя взор ввысь, к небу, невольно вспоми нали о Боге, о своей зависимости от Всевышнего — «царя небесного». Эффект устремленности здания ввысь создавался после довательным многократным сужением объемов, введением переходных элементов — башенок (кокошников) по верх ним углам четверика, вертикальным настилом тёса на шатре, симметричным сокращением размеров всех частей и деталей вплоть до заостренной кверху луковичной главки. В итоге боковые линии контура церкви сходятся в кресте, на кото ром и должно было, по замыслу зодчего, остановиться внимание зрителя. По евангельской легенде, на кресте был распят Иисус Христос. Крест не только осенял церковь своей защитной силой, но и напоминал верующим о необ ходимости безропотного терпения («Христос терпел и нам велел»). Старая Успенская церковь имела пристройку — трапез ную, в которой прихожане в холод и непогоду ожидали начала богослужения. Вместо нее, чтобы не портить вид церкви, Климент устроил три соединенных между собою притвора (галереи), внешне походивших на гульбище. Со ставляя нижний ярус здания, они не только не нарушали стройности композиции, но и усиливали ее. Заботясь о гармоничности постройки, зоДчий не стал создавать обширного зала для молящихся. По мнению неко торых исследователей, внутреннее помещение мало «для культовой церемонии». С этим нельзя согласиться. Свободная площадь, отведенная для молящихся, состав ляет семьдесят квадратных метров. В условиях села Варзуги, где постоянно действовали три крестьянские церкви, прак тически больше и не требовалось. Часть населения даже в самые большие праздники по разным причинам на богослу жение не являлась. С середины XVII века начался процесс расселения варзужан на постоянное жительство к местам 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz