Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

оно позволяло зодчему решить и ряд весьма важных кон­ структивных задач: расширить внутреннее помещение для молящихся, придать устойчивость центральному столпу и усилить впечатление высотности здания. Церковь — культовая постройка, и она должна была уже своим видом воспитывать религиозные чувства, укреплять веру в Бога. Высотность и отвечала этому назначению. Верующие, устремляя взор ввысь, к небу, невольно вспоми­ нали о Боге, о своей зависимости от Всевышнего — «царя небесного». Эффект устремленности здания ввысь создавался после­ довательным многократным сужением объемов, введением переходных элементов — башенок (кокошников) по верх­ ним углам четверика, вертикальным настилом тёса на шатре, симметричным сокращением размеров всех частей и деталей вплоть до заостренной кверху луковичной главки. В итоге боковые линии контура церкви сходятся в кресте, на кото­ ром и должно было, по замыслу зодчего, остановиться внимание зрителя. По евангельской легенде, на кресте был распят Иисус Христос. Крест не только осенял церковь своей защитной силой, но и напоминал верующим о необ­ ходимости безропотного терпения («Христос терпел и нам велел»). Старая Успенская церковь имела пристройку — трапез­ ную, в которой прихожане в холод и непогоду ожидали начала богослужения. Вместо нее, чтобы не портить вид церкви, Климент устроил три соединенных между собою притвора (галереи), внешне походивших на гульбище. Со­ ставляя нижний ярус здания, они не только не нарушали стройности композиции, но и усиливали ее. Заботясь о гармоничности постройки, зоДчий не стал создавать обширного зала для молящихся. По мнению неко­ торых исследователей, внутреннее помещение мало «для культовой церемонии». С этим нельзя согласиться. Свободная площадь, отведенная для молящихся, состав­ ляет семьдесят квадратных метров. В условиях села Варзуги, где постоянно действовали три крестьянские церкви, прак­ тически больше и не требовалось. Часть населения даже в самые большие праздники по разным причинам на богослу­ жение не являлась. С середины XVII века начался процесс расселения варзужан на постоянное жительство к местам 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz