Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
ние, талант и творческую фантазию. Строители стремились сделать церковь такой, чтобы она влекла к себе взоры людей. Они смело вводили новые формы и размеры, своеобразное декоративное убранство, ни на минуту, однако, не забывая о культовом (богослужебном) назначении постройки, и по тому строго соблюдали религиозную символику и все то, что было обязательно для церковного здания (расположение алтаря, иконостаса и т. д.). Древние мастера одновременно творили и Богу, и людям. Создавая церкви, они надеялись заслужить милость от Бога и признательность людей. Церковь, как высотная постройка, доминировала над селением, собирала его воедино, создавала впечатление целостности и завершенности, придавала селению более горделивый вид, известную величавость. В восприятии веру ющих селение, лишившееся «храма Божьего», выглядело «сиротливо». Если церковь сгорала или становилась очень ветхой, крестьяне старались возвести новую, которая была бы не хуже прежней. Местное духовенство в таких случаях высту пало в роли советчика, а решения принимались на крестьян ском сходе. «Мир», в соответствии со своими финансовыми возможностями и эстетическими вкусами, определял общий вид и размеры будущей церкви, примерную стоимость ее строительства и отчислял из коллективных доходов (уловов семги в «заборах» и на «поездовании») определенную часть на заготовку материалов и наем строителей. Возводить здание церкви приглашали специалиста, спо собного решать сложные конструктивные задачи. По дого вору с крестьянами мастер, взявшийся за постройку храма, имел в рамках данного ему задания свободу творческой деятельности — мог рубить здание так, как ему подсказы вало чувство соразмерности и красоты. Успенская церковь в селе Варзуге, несомненно, является творением большого мастера. Издали она кажется удиви тельно стройной, торжественной, монументальной. Силуэт ее как бы органически сливается с окружающей местностью. Обращает на себя внимание исключительно удачная пропор циональность всех ее частей и элементов. С близкого рас стояния она выглядит величественной и нарядной. Посмотрим, какими средствами все это достигается. 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz