Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

шатром». Пятиглавие насаждалось сверху и после Никона. Если бы Варзужскую церковь сооружали московские зодчие, они, конечно, не стали бы строить ее шатровой. Другое дело — местные мастера. Живя вдали от духов­ ного начальства (центр епархии до 1682 года находился в Новгороде), они могли даже и не знать о распоряжениях патриаршей власти. В XVII веке в России не существовало профессиональ­ ных школ по подготовке архитекторов. Мастерство переда­ валось, так сказать, из рук в руки: от отца к сыну, от мастера к ученику. Народные умельцы рубили церкви в привычных, традиционных формах, «своим умыслом», варьируя их в за­ висимости от окружающей местности и желания заказчиков. Большое идейное влияние на жителей Варзуги оказыва­ ли соловецкие монахи. Незадолго до постройки Успенской церкви варзужскую службу от Соловецкого монастыря воз­ главлял известный ревнитель древнего благочестия и враг новшеств, вводимых Никоном, Герасим Фирсов. С 1668 по 1676 год Соловецкий монастырь вел воору­ женную борьбу с правительственными войсками, отвергнув реформу Никона. Успенская церковь строилась в разгар «осадного соловецкого сидения». Окрестное поморское на­ селение сочувствовало соловецким бунтовщикам. В такой обстановке строители Варзужской церкви, если они даже и знали о предписании патриаршей власти о запрете шатровой формы, могли не посчитаться с ним. Ждать такого ослуша­ ния от московских, патриарших, зодчих не приходится. Одновременно возникает вопрос: а являлся ли Климент, названный строителем церкви, мастером? Может быть, он был только лицом, давшим деньги на сооружение церкви? Хорошо известно, что некоторые богачи — торговцы и промышленники, — чтобы получить милость от Бога, жер­ твовали крупные суммы на строительство церквей. Климент, вероятно, был строителем в прямом смысле этого слова, то есть архитектором. В приходской летописи и в епархиальных документах (клировых ведомостях) Успен­ ская церковь в Варзуге, как и многие другие церкви Поморья, значится построенной «иждивением прихожан», то есть на средства самих крестьян. Мастер Климент, надо полагать, был местным челове­ ком, поморянином. Чтобы внести его имя в синодик, варзу- 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz