Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

кресте имена простых крестьян, даже если они были выда­ ющимися архитекторами. Имя строителя Успенской церкви в селе Варзуге нам известно из другого источника. В начале XX века краевед Андрей Попов, просматривая в Архангель­ ском древнехранилище старинные рукописные книги, обна­ ружил синодик (перечень имен умерших для поминания во время богослужения) Успенского прихода, в котором на четвертой странице значилось имя строителя церкви — Климента. Никаких других сведений о Клименте пока не найдено. В советской искусствоведческой литературе можно встретить утверждение, будто Успенскую церковь построили московские зодчие по образцу храма Вознесения в селе Коломенском. Едва ли такое предположение соответствует действи­ тельности. Сходство Успенской церкви с каменной церко­ вью в селе Коломенском самое общее — в шатровой форме и наличии галерей. Но и шатер и галереи Успенской церкви не являются подражанием коломенским. По своему устрой­ ству они совершенно иные. К тому же шатровый верх не был принадлежностью только московского зодчества. Он распространен по всему Русскому Северу, и, если уж гово­ рить о заимствовании, легче было взять для подражания наиболее удачные образцы деревянных шатровых церквей в Поморье (например, Вознесенскую церковь в селе Пияле близ Онеги), которые действительно могли послужить про­ тотипом для Успенской церкви. В Поморье имелось много своих умельцев-строителей, которые лучше, чем московские мастера, знали вкусы крестьян-заказчиков. И незачем было приглашать в далекое, почти безвестное село столичных зодчих. Разве для них не существовало другой, более важной работы в Москве и ее окрестностях? Но, может быть, мастеров прислали из Москвы по распоряжению высшей духовной власти — ведь та часть села, где стояла Успенская церковь, являлась вотчиной Патриаршего дома? Нет, этому противоречит проводившаяся в то время высшим духовенством политика искоренения шатрового стиля из практики церковного строительства. Патриарх Никон предписывал: «Церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтобы была о пяти верхах, а не 207

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz