Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
во Богородицы, Введение ее во храм. Благовещенье (полу чение вести о непорочном зачатии Сына Божия) и Успение. Успение Божьей Матери отмечалось 15 августа (по старому стилю). Празднику предшествовал двухнедельный пост, во время которого верующие не имели права потреблять ско ромную пищу. Все три упомянутые выше церкви считались крестьян скими. Волость (сельская община) выделяла на содержание каждой из них по четыре лука, подати с которых уплачива лись всем миром. Прихожане сами приглашати в свою церковь попа и дьячка, заботились о ремонте и обеспечении церкви всем необходимым. Существовал обычай, по кото рому выручка от рыбы, пойманной в «заборе» в храмовый день (годовой праздник), шла на нужды церкви. В более поздних описях села Варзуги отмечены еще две церкви — Афанасьевская и Зосимо-Савватьевская. Они, по-видимому, были не крестьянскими (последняя, вероятно, принадлежала Соловецкому монастырю), так как не состо яли на крестьянском обеспечении и не имели причта (штата служителей культа). Неизвестно, что случилось с Успенской церковью, упо мянутой в описи 1563 года, — то ли она сильно обветшала, то ли сгорела, — но в начале 70-х годов XVII века вместо нее была сооружена новая — ныне стоящая Успенская церковь. Время окончания ее строительства определяется по надписи на храмозданном восьмиконечном деревянном кресте, укрепленном на южной стене церкви: «Ос[вя]тися алтарь Г[оспод]а Б[о]га и Сп[а]са н[а]шего И[ису]са Х[рист]а и водружен бысть крест сии в ц[е]ркви Успения Б[огороди]цы в лето ЗРПВ м[еся]ца августа в Д день при Бл[а]говерном ц[а]ре и Великом кн[я]зе Алексии Михаило виче всея Великия и Малыя и Белыя Русии Самодержце меж патриаршеств и при Митрополите Иоакиме Великого Нова- града и Великих Лук». Указанная в тексте дата — 4 августа 7182 года от сотворения мира соответствует 4(14) августа 1674 года по летосчислению от Рождества Христова. В надписи ничего не сказано о людях, проектировавших и строивших церковь. В те времена считалось недостойным рядом с именами царя и церковных иерархов ставить на 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz