Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

во Богородицы, Введение ее во храм. Благовещенье (полу­ чение вести о непорочном зачатии Сына Божия) и Успение. Успение Божьей Матери отмечалось 15 августа (по старому стилю). Празднику предшествовал двухнедельный пост, во время которого верующие не имели права потреблять ско­ ромную пищу. Все три упомянутые выше церкви считались крестьян­ скими. Волость (сельская община) выделяла на содержание каждой из них по четыре лука, подати с которых уплачива­ лись всем миром. Прихожане сами приглашати в свою церковь попа и дьячка, заботились о ремонте и обеспечении церкви всем необходимым. Существовал обычай, по кото­ рому выручка от рыбы, пойманной в «заборе» в храмовый день (годовой праздник), шла на нужды церкви. В более поздних описях села Варзуги отмечены еще две церкви — Афанасьевская и Зосимо-Савватьевская. Они, по-видимому, были не крестьянскими (последняя, вероятно, принадлежала Соловецкому монастырю), так как не состо­ яли на крестьянском обеспечении и не имели причта (штата служителей культа). Неизвестно, что случилось с Успенской церковью, упо­ мянутой в описи 1563 года, — то ли она сильно обветшала, то ли сгорела, — но в начале 70-х годов XVII века вместо нее была сооружена новая — ныне стоящая Успенская церковь. Время окончания ее строительства определяется по надписи на храмозданном восьмиконечном деревянном кресте, укрепленном на южной стене церкви: «Ос[вя]тися алтарь Г[оспод]а Б[о]га и Сп[а]са н[а]шего И[ису]са Х[рист]а и водружен бысть крест сии в ц[е]ркви Успения Б[огороди]цы в лето ЗРПВ м[еся]ца августа в Д день при Бл[а]говерном ц[а]ре и Великом кн[я]зе Алексии Михаило­ виче всея Великия и Малыя и Белыя Русии Самодержце меж патриаршеств и при Митрополите Иоакиме Великого Нова- града и Великих Лук». Указанная в тексте дата — 4 августа 7182 года от сотворения мира соответствует 4(14) августа 1674 года по летосчислению от Рождества Христова. В надписи ничего не сказано о людях, проектировавших и строивших церковь. В те времена считалось недостойным рядом с именами царя и церковных иерархов ставить на 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz