Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

время богослужения повелевалось виновного бить кнутом на торгу в присутствии народа. Именно XVII век дал огромное количество разнообраз­ ных культовых построек — часовен, колоколен, церквей и целых комплексов церковных зданий. Храм был потребностью религиозного человека. В нем крестили новорожденных, венчали вступающих в брак, от­ певали умерших. Здесь собирались на праздничную службу, произносили молитвы, причащались, исповедовались, чтобы через «святые таинства» получить от Бога благодать. Инициатива строительства храмов часто исходила не от какого-либо начальства, а от самих верующих. Храм, согласно христианскому вероучению, — место «особого присутствия Божия», место общения человека с небесными силами. Поэтому рубить церковь поручалось да­ леко не всякому плотнику. Для этого отбирались люди «не­ греховного» поведения, «единобрачные, а не двоеженцы». Поморы почти сплошь хорошо владели топором. Они сами ставили себе избы, хозяйственные постройки, «забо­ ры», изготовляли мореходные и промысловые суда. Жилище и дворовые постройки рубились просторные, высокие. Кры­ лись они не соломой (хлеба варзужане не сеяли), а тесом. В окна вставлялась прозрачная слюда, а не пленка бычьего пузыря. Крыльцо, наличники окон, причелины своих изб, а также домашние вещи (прялки, деревянную посуду и прочее) они любили украшать художественной резьбой. Дома стро­ ились по-новгородски, в два этажа. Нижний, нежилой этаж (подклет) использовался для хозяйственных надобностей (как кладовые, сараи, мастерские). В верхнем этаже, помимо избы, около половины пространства которой занимали печь и кухня, нередко имелись еще чистая неотапливаемая ком­ ната — горница, в которой жили и принимали гостей в теплое время года, и клеть — помещение для хозяйственных работ и хранения припасов. Примером крестьянского домостроения может служить двор зажиточного варзужанина Козьмы Ивановича Юкшее- ва, отданный «вкладом» Соловецкому монастырю (1581): «...Во дворе хором: изба на змосте с комнатою, да клеть на подклете, да сени, да сенник на дву хлевах, да мыльня, да по другую сторону ворот горенка на подклете, да сени, да клеть на подклете, да на улици против двора анбар, да на 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz