Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

Большинство крестьян жило в бедности. В переписной книге 1646— 1647 годов то и дело встречаются записи: «двор пуст Петрушки Майкова, сшел безвестно», «...а люди вышли из Варзуги кормитца», «нищий, питается о церкви Божией», «двор пуст Дружинки Бармина, утонул на море...» и т. д. «Утонул на море» — такое случалось нередко, особенно на торосовом промысле. Бой тюленей происходил на по­ движных льдах. При перемене ветра льдину с людьми могло унести в море. Зачастую льды были отделены от берега разводьями и тертухой (мелкобитым льдом), и добраться до лежбищ зверя было не просто. Небольшая оплошность — и человек мог оказаться в морской пучине. То одна, то другая семья оплакивала не вернувшегося с промыслов кормильца. В 1678 году из шестидесяти двух дворов, принадлежавших патриарху, четырнадцать были «вдовьими». 3. ПЕСНЯ ДРЕВНЕГО ТОПОРА В трудных обстоятельствах жизни религиозный человек обращал взоры к Богу. Чем ночь темней, тем ярче звезды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог... Христианство как официальную религию приняли на Руси в 988 году. Пришедшее на смену язычеству христиан­ ство способствовало объединению людей, повышало их нравственность, укрепляло жизнестойкость, поднимало ав­ торитет власти. Со временем христианское вероучение стало основой мировоззрения русских людей. В середине XVII века церковь на Руси находилась в зените своего могущества. Патриарх Никон осмелился даже утверждать, что глава церкви выше главы государства. В Соборном Уложении царя Алексея Михайловича — своего рода конституции России XVII века — первая из 967 статей гласила: если кто «возложит хулу на Господа Бога», или на «пречистую Владычицу нашу Богородицу», или на крест, или на святых угодников, — «того богохульника обличив казиити, сжечь». За непристойное поведение в церкви во 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz