Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
тырской пеньки по одному-два пуда пряжи для изготовления рыболовных снастей). Монастыри-луковладельцы имели в Варзуге свои подво рья, в которых жили их приказчики и слуги, ведавшие сдачей угодий в аренду и сбором «празги» и оброков. Монахи постоянно внушали крестьянам, что все их несчастья — эта «кара Господня» за грехи и непочтение церкви, что нужно заботиться, прежде всего, о спасении души и с этой целью делать вклады в монастыри, которые будут поминать имена жертвователей в молитвах во время церковных служб, чтобы Бог даровал милость и «царствие небесное» — вечную райскую жизнь за гробом. Вкладные книги монастырей свидетельствуют о том, что усилия монахов не были безрезультатными. Крестьяне жер твовали монастырям различное домашнее имущество, скот, деньги... С приходом к власти Михаила Романова богатые сему жьи ловли и добыча жемчуга в Варзужской волости привлек ли внимание его родственников и духовных наставников. В 1614 году новый царь пожаловал треть Варзужской волости (за исключением угодий упомянутых монасты рей) — 25 крестьянских дворов и 134 лука — в вотчинное владение Московского Новоспасского монастыря, в котором находилась родовая усыпальница Романовых, а через пять лет остальные две трети волости (61 двор и 267 луков) были отданы отцу царя, только что вернувшемуся из польского плена патриарху Филарету по его просьбе. После смерти Филарета в 1633 году его варзужская вотчина перешла в ведение патриаршего дома. Так из черносошных (государевых) крестьян варзужане превратились в крепостных, обязанных отбывать повиннос ти в пользу феодальных владельцев. Одновременно они по лучили освобождение «от всяких платежей» государству — от «ямских и стрелецких и пошлинных денег». Ежегодно варзужские крестьяне отсылали в Москву «на домовой обиход» своих владельцев несколько возов семги, а также самый крупный и чистый жемчуг («лутчее десятое зерно»), шедший на украшение одежд, митр (головных уборов), окладов икон и разной церковной утвари. Сущест вовали еще денежные подати и издельные повинности. 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz