Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

математические расчеты, заключать сделки и т. п. Поэтому среди жителей Варзуги было сравнительно много грамотных людей. В документах XVI века то и дело встречаются такие фразы: «писал Васька Титов сын, варзужанин» (8 июля 1557 года), вкладную ірамоту «писал Коземка Иванов сын Юкшеев, варзужанин , на свое згодье своею рукою» (20 декабря 1581 года), «запись писал Паня Петров сын, варзужанин» (5 декабря 1570 года) и так далее. У поморов существовала хорошая семейная традиция: грамотный отец считал своим долгом иметь хотя бы одного грамотного сына. Школ, как специальных заведений, в поморских селе­ ниях не было. Детей обучали грамоте домашним способом: родители сообща или в одиночку нанимали учителя, кото­ рый и вел занятия с детьми в обыкновенной избе. Среди поморов встречались любители чтения, перепис­ чики книг и даже сочинители, которые составляли «собор- ники» (сборники произведений на разные темы) по вкусу заказчика. Иногда «соборник» достигал пятисот—шестисот листов и представлял собой целую домашнюю библиотеку в миниатюре. В Успенской церкви в свое время хранился «Соборник», написанный неким Андроником в период царствования Бориса Годунова (1598— 1605). В нем двести восемьдесят пять листов. Помимо двадцати четырех канонов (празднич­ ных церковных песнопений), в «Соборник» включено трид­ цать шесть литературных произведений: «Сказание о яйце», дающее картину мироздания, притча о календаре — «О не­ коем царе, которому служат 4 правителя, 12 князей и 365 домочатцев», повести о нашествии татар на Рязань и о защите Пскова от войск Стефана Батория, статья «О кон­ чине века и антихристе», рассказы о чудесах, житейские наставления (вроде: «Со всяким знайся, всякого люби, а не всякому тайну свою поведай»), изречения, беседы о том, как спастись, то есть попасть в рай после смерти, сочинения, осуждающие монахов, которые уходят из монастыря, «блаз- нятся о женитве», шатаются «назирающе, где пирове». Содержание варзужского «Соборника» позволяет нам судить о кругозоре и литературных интересах местных книжников. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz