Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

Из церкви Николы Чудотворца он унес, по словам служителей, «крест серебряной, две ставочи жемчужные, два блюда серебряных, дискос1серебряный, кружку оловянную, блюдо медное, ширинку миткалинную шита золотом, книгу Федора Едеского писмяную в полдесть, книгу Алексея че­ ловека божия писмяную ж в полдесть , десять пугвиц сереб­ ряных, да распятие серебряное... семь крестов серебряных, 12 алтын денег» да из церковной кладовой — «крест серебряной под золотом да голубцы женские большие се­ ребряные позолочены с каменьем и жемчугом». Украшения с отделкой из жемчуга на Кольском Севере были широко распространены. Женщины, даже не очень богатые, носили в праздники головные уборы, унизанные местным жемчугом. Поэтому покупателей украшений было найти нетрудно, и сделки прошли незаметно для властей. Удивляет смелость вора. Он совершил кражу и в доме самого воеводы, потом еще раз пробрался на его двор, чтобы положить пустой сундук. Не менее поражает его воровство в церкви, которая, по понятиям религиозного человека, есть «место особого присутствия Божия». Выходит, он — поно­ марь! — обокрал самого Бога. Во всяком случае, ободрать иконы Спасителя для христианина — это святотатство, тяжкий грех. Казалось бы, церковнослужитель должен быть человеком богобоязненным, но, судя по всему, Ефим Федо­ ров не очень-то страшился божьей кары. На предварительном следствии он признался в хищении предметов религиозного культа, отрицал лишь кражу книг и распятия, указал место, где спрятал вещи Якова Исаева: «в Во­ дяной башне, против торасов, закопаны в земли», назвал семерых покупателей краденого. Хотя он сказал все, что от него требовали, по существовавшему тогда порядку вора следовало еще трижды допросить под пыткой. Для телесных наказаний, по предписанию правительства, в Коле на средства мирского населения содержался штатный палач (по терминологии XVII века — заплечный мастер). В последние годы обязанность заплечного мастера выполнял посадский человек Митька Логинов: он чинил правежи, 1 Д и с к о с — блюдо (с поддоном), употребляемое в богослужении. 2 П о л д е с т ь — формат среднего размера (в четверть листа). 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz