Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

и Оленицы. Крестьянки северо-западного Беломорья летом ловили с карбасов треску на удочки. Постройкой промысловых и извозных карбасов занима­ лись также лопари северо-западной и центральной Лаплан­ дии — нявдемцы, сонгельцы, пазречане, нотозерцы, которые еще в XVIII веке продавали карбасы «сторонним людям». Особенно славились искусством строения карбасов еко- стровцы, жившие по озеру Имандре. Составитель книги «Русская Лапландия» (1877) писал: «Екостровские лопари строят карбасы по заказу для продажи в городе Коле... Они довольно легки, так что два человека без особого усилия... перетаскивают карбас по сухому пути несколько верст из озера в озеро». Их изготовляли из еловых досок, которые сшивали можжевеловым корнем. Стоили лопарские карбасы от 2 до 5 рублей серебром. Занимались этим промыслом 20 мастеров, зарабатывая в год около 200 рублей. Каждое лопарское домохозяйство имело два карбаса. По свидетельству чиновника Дмитрия Бухарова, объез­ жавшего в 1883 году границу с Норвегией, лопарские кар­ басы были устойчивы в бурном потоке Паз-реки, переносили удары о камни, могли идти под парусом. В 1898 году в заявке на отпуск леса сонгельцы писали, что на каждый карбас требуется: 3 бревна без корней длиною 665 сантиметров, 2 — с корнями длиною 445 сантиметров и 6 кольев сосновой породы на весла и опруги длиною 507 сантиметров. Зоолог Александр Ященко, работавший на Имандре в 1887 году, в своих записках о Лапландии отмечал: «Почти все лопари строят из казенного леса карбасы... Употребляют при этом... топор, род рубанка для выстрагивания внутри и сна- ружи, бурав и примитивный коловорот...» Мореходные суда могли завести только очень богатые люди. Карбасы же имелись у всех промышленников, кроме постоянно работавших по найму («батраков»). По учету 1871 года на Терском берегу (1752 жителя мужского пола) занимались постройкой карбасов 163 человека. В Тетрин- ской волости (161 двор) числилось: речных больших карба­ сов 14, малых карбасов 120, малых лодок 90. В селе Умбе на 100 дворов (253 жителя мужского пола) имелось 163 кар­ баса, в Кузомени — 132 карбаса. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz