Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.
осваивать все виды трудовой деятельности, посильно участ вовать в общем деле, и в частности — учиться изготовлению сетей. Исследователь промыслов Р. Якобсон в 1910 году отмечал: «Все орудия для рыбной ловли крестьяне изготов ляют сами». Покупка сетей была редким явлением. 3. СТРОЕНИЕ КАРБАСОВ Почти каждый помор в тех местностях, где имелся строевой лес, умел делать лодки, именовавшиеся карбасами. Назначение их было двоякое: карбас использовался как транспортное средство и как промысловое судно. Поморы доставляли на карбасах к своим домам с морских и речных побережий дрова, сено, другие грузы. Ямщики перевозили на карбасах пассажиров по рекам и озерам внутренней Лапландии. Карбасы широко использовались на рыбных и зве робойных промыслах. На Мурмане карбасы применялись для лова наживки и для прибрежного лова трески. На Белом море с карбасов ставили гарвы и завески, обметные сети и переметы. Устройство карбаса, его размеры определялись в зависи мости от назначения: для торосового промысла карбас имел в длину 8—9 метров, снизу был подбит полозьями («креня- ми»), снабжен парой весел и холщовым покрывалом («буй ном») для укрытия артельщиков от непогоды и холода. На восточном Мурмане карбасом как промысловым судном пользовались малосостоятельные колонисты и при шлые поморы. Там карбас представлял собой как бы вдвое уменьшенную шняку. Его строили в расчете на двух ловцов, кроме весел, он имел парус, стоил в конце XIX века 30—35 рублей, тогда как за шняку, рассчитанную на артель из четырех человек, платили по 80— 100 рублей. В шести становищах имелось 235 шняк и 180 карбасов. Немного иным строился карбас для семужьего лова на Белом море. При необходимости в нем могли помещаться около десятка человек (выезды на сенокос или на сбор ягод и грибов), но обычно карбас был рассчитан на двух ловцов (гребец и рыбак). Хорошо просмоленный умбский карбас стоил в начале XX века 12— 15 рублей и служил до десятка лет. По заказу такие карбасы строили жители Порьей Губы 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz