Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.
Русская лодья в Баренцевом море Гравюра из «Морского дневника» де Фера, конец XVI в. лодьи. Промысловые карбасы умел делать почти каждый тер ский крестьянин. Помор без судна, что кавалерист без коня. Основным центром судостроения в крае являлась Кола. Она поставляла суда для мурманских промышленников — так называемые шняки. Описание XVIII века сообщает: «На рыбные промыслы выезжают из Колы на карбасах, именуемых шняками, помещающих грузу до 250 и 300 пу дов, на которых обыкновенно бывает промышленников 4 человека: кормщик, тяглец, вытягивающий из воды ры боловные снасти, весельник, или гребец, и четвертый на- живалыцик, то есть насаживающий на уды морских червей или что иное для приманки рыбы... Те промышленники, которые в минувшем году шняк для себя не приготовили, покупают оные в Коле и вместе с кольскими жителями выезжают на промысел». По свидетельству капитан-лейтенанта Руднева в 1861 году кольская шняка имела следующие размеры : д л и 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz