Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

лопари приехали из разных погостов. Все его ждут. Прихо­ дит хмурый такой, нерадостный. Молебен отпели, староста с шапкой мастера обошел народ: накидали денег много. Полез он с крестом на веревке, уладил его, стал у подножия, кланяется. Народ в ответ закричал ему: "Бог тебе в помощь! Милость святая!" Все, как по обычаю быть надо. Стал он слезать — народ замолчал, ждет, не расходится. Ступил на землю, сказал: "К вам, православные, слово и дело. Пойдемте на Тулому. Там я с вами толковать буду". Народ оторопел. Но видят: лицо его кроткое, светлое такое. Пошли. Стали на крутом берегу. Вытащил строитель топор из-за пояса, размахнулся и кинул его в воду в знак того, что лучшего творения, чем построенный собор, ему уже не создать. Сказав об этом, мастер бросился в толпу, ушел на квартиру, долго грустил: это была его лебединая песня — последняя постройка в его жизни. Он удалился на родину, прожил еще около десяти лет, но топора в руки не брал, никуда не ходил, хотя много было ему зазывов, поклонов низких, просьб почестных». Творение легендарного мастера погибло в августе 1854 года в результате обстрела Колы англичанами. 10. ГОСУДАРЕВ КОЛОКОЛ Первое упоминание о Кандалакшском монастыре отно­ сится к 1553 году. Монастырь создавался для укрепления православной веры среди новокрещенных лопарей. Обитель пользовалась покровительством царя Ивана Грозного, кото­ рый прислал для монастырской церкви Рождества Пречис­ той Богородицы почти все необходимое. В писцовой книге 1574 года сказано, что в церкви находятся «образы (иконы. — И. У.), и книги да колокол один строение (дар. — И. У.) царя и великого князя, а три колокола поставил строитель того же монастыря». Во время разгрома обители в мае 1589 года царский колокол уцелел. Об этом свидетельствует запись, сделан­ ная в марте 1611 года. «В том монастыре, — отмечали писцы, — церковь с трапезою (столовою) и с келарскою (кладовой) Рождества Пресвятые Богородицы, древяная, верх шатровой, а в церкве... три колокола строение монас­ 352

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz