Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

6. НАБЕГИ ЧУДИ И ШИШЕЙ Многочисленны лопарские предания. Значительная часть их отражает давнюю борьбу с иностранными захват­ чиками — чудью и шишами. Чудью назывались вообще «разбойники», но чаще всего это выходцы из Финляндии. Под шишами почти всегда понимались грабители-шведы. По рассказам лопарей, «чудь приходила больше по ночам, нападала на спящих, убивала и женщин, погосты жгла и разоряла... в плен не уводили, а просто убивали». Захват­ чики имели преимущество в вооружении: «Чудь билась мечами, а лопь стрелами». Приходилось жить в скрытых местах: «жилища строили в земле и старались не выпускать дыма наружу», при появлении чуди «убегали от нее в сю- земки» (густой лес). В столкновениях с пришельцами по­ беждали их не столько силой, сколько хитростью и наход­ чивостью. Нападения шишей относятся к более позднему времени, когда кольская Лапландия уже входила в состав Российского государства. Лопарские предания обычно связаны с конкретным мес­ том — погостом или урочищем. Зоолог Александр Ященко записал предание о возникновении холма возле Колы: «В один из своих набегов подошли шведы к Коле. Пришли ночью и расположились у города. Чтобы обезопасить себя от ветра и нападения, они положили каждый по камню и по шапке земли, и на ровном поле образовался большой холм». Другое предание повествует о появлении шишей возле Нотозерского погоста: «Время было опасное: шведы ходили по всей земле Лопекой, грабя и уводя лопарей». Оба предания подтверждаются документальными мате­ риалами. В одной из челобитных нотозерских лопарей о захвате туломских угодий печенгскими монахами говорится: в 1611 году «под Кольский острог свейские немцы прихо­ дили войною и лутчих многих людей побили и в полон побрали... дети тех побитых лопарей остались малы и угодьями своими владеть не могли». Шведы, осаждавшие Кольский острог, действительно пытались защититься от обстрела земляным укрытием. Среди преданий, записанных священником Константи­ ном Щеколдиным на западном Мурмане, одно рассказывает, 344

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz