Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

В обители литургия шла. Швед этому не внял. Всех иноков перебил. Священник выходит с дарами — его рогатиной, дьякона тоже. Только одного старца придушить забыли, так Господь ему такую силу дал, что после он один всех триста иноков схоронил и сам на засыпанной могиле помер. Мо­ настырь шведы сожгли и убрались восвояси». Предание имеет историческую основу. В Соловецкой летописи под 1589 годом отмечено: «На Петрово заговейно в ночи приходили немецкие люди к морю, в Кандалашскую волость и на монастырь Кандалашской. И в монастыре бра­ тию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь, и волость пожгли, и животы (иму­ щество) поимали все, а людей побили 450 человек». «Пет­ рово заговейно» (начало поста) в 1589 году приходилось на 26 мая, или по новому стилю — 5 июня. Летопись ясно показывает, что нападение шведов было для жителей Кандалакши внезапным, неожиданным («в ночи»). Захватчики окружили село и монастырь, пытав­ шиеся убежать тонули в реке Ниве, бурной от весеннего полноводья. По преданию же — «прошел слух» о прибли­ жающемся враге, и монахи прятали наиболее ценное иму­ щество, следовательно, могли и скрыться в окрестных ле­ систых горах. В этом — главное несоответствие летописи и предания. По-видимому, в предании произошло наслоение позд­ нейших событий. В конце 1613 года «Поморие воевали» казачьи отряды атаманов Сидорки и Барышпольца, дохо­ дившие «до Кандалакши». Слухи о появлении грабителей опережали их продвижение. Население спешно прятало имущество и держалось настороже, при опасности уходи­ ло в леса. К этому времени село и монастырь в Кандалак­ ше-заново заселились и обжились. В 1615 году захватчики снова наведались в Кандалакшу. Игумен Сильвестр доно­ сил царю Михаилу Федоровичу: «Приходили к нам литов­ ские и немецкие люди и русские воры, и монастырь вы- грабили...» Легенда о зарытых монахами сокровищах бытует в Кан­ далакше (деревне) до сих пор. Жители указывают пустырь, где когда-то стоял монастырь, и местность, где по их мне­ нию, находятся клады, которые могут быть открыты без­ грешными и добрыми людьми. 343

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz