Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.
тери с Христом-юношей («Ем- мануил»). Одна, без сына, Бо гоматерь часто изображалась в молитвенной позе — или в полный рост («Оранта»), или по пояс («Знамение»), Некото рые такие изображения имели особые названия: «Нерушимая стена» (заступница), «Неопа лимая купина» (охранительни ца от пожаров). Встречаются и многофигурные иконы: «Собор Богоматери», «О тебе радуется» и другие. В храмах Кольского Севе ра имелись почти все основ ные виды икон Богородицы. Особенно часты изображения Благовещения Пресвятые Бо городицы, то есть сцены получения Девой Марией вести о том, что ей предстоит явить на свет Сына Божьего. В варзужских и кольских храмах на почетных местах стояли многофигурные иконы Успения Божьей Матери: возле тела умершей Богоматери — скорбные апостолы и другие святые; в верхней части иконы изображен Иисус Христос, прини мающий душу своей матери. Икона никогда не называлась «кончиной» Богородицы. Ее смерть трактовалась как тихий сон, упокоение. На третий день после успения, по воле Бога, она вознеслась на небо, сказав апостолам: «Радуйтесь! Я с вами есмь по вся дни». Среди икон Богородицы, названных по месту сотворения чудес или по происхождению, на Кольском Севере чаще всего упоминается икона Тихвинской Богоматери (она нахо дилась в алтаре кольского Благовещенского собора, на стене варзужской Успенской церкви, в кашкаранской часовне). По преданию, икона Богоматери во время нашествия шведов на Русь в 1613— 1614 годах спасла город Тихвин от захвата его врагом. Селения Кольского Севера в XVI—XVII веках не раз подвергались нападениям шведов и, вероятно, этим объясняется распространение икон Тихвинской Богоматери в нашем крае. 331
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz