Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

иконы). В описи 1819 года сказано: «Во втором поставе — большой образ Спасителя, а по сторонам оного Страшивый суд, два архангела и Богоматерь». Изображения Страшного суда на иконах довольно раз­ нообразны. Общая схема их такова. В верхней части ангелы трубами возвещают о втором пришествии Христа и о наступ­ лении судного дня. В средней части восседает Бог в окру­ жении ангелов и святых; он взвешивает грехи и доброде­ тели людей; земля и море отдают покойников на суд Божий. В нижней части иконы с левой стороны через райские врата восходят счастливые праведники, которым уготовано вечное блаженство на небесах, а справа показаны адские мучения грешников: хищные звери, черти и фантас­ тические чудовища терзают свои жертвы, пронзают пиками, жарят на огне. Каждому — свое. Художники вносили много выдумки, изображая картины ада: сатана держит душу Иуды- предателя; благоразумный разбойник (уверовавший в Христа во время его распятия на Голгофе) входит во врата рая. Нередко адские мучения показаны в семи клеймах — соот­ ветственно семи смертным грехам. Профессиональные живописцы создавали иногда весьма сложные и замысловатые изображения Страшного суда. На Севере же, вдали от иконописных центров (Новгорода, Во­ логды, Соловков), работали местные художники-кустари. Они писали иконы, или подражая образцам, или по собст­ венному разумению сюжета. Заказчики-крестьяне ценили иконы понятные по содержанию, отвечавшие их настро­ ению, быту и эстетическому вкусу. Творения сельских ху­ дожников отличались незатейливостью и ясностью изобра­ жений, сходством с лубочными картинками. В искусствове­ дении их произведения называют «северным письмом». Примером местного художества является изображение Страшного суда в кандалакшской церкви Иоанна Предтечи, построенной в XVIII веке. Картина, пишет очевидец, «тро­ гает наивностью, святой простотой. Тут и две смерти: "Смерть праведника" и "Смерть грешника", причем около праведника стоят ангелы, а около грешника злой дух, про­ тыкающий горло грешника пикой. Есть и весы, на чашки которых ангелы и бесы накладывают добрые и злые дела в присутствии ожидающего своей участи покойника. Через всю картину проходит извивами змей-соблазнитель, и на нем белые кольца с надписями: "Содомский грех", "Блуд", "Ча­ 22т 329

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz