Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

иначе — «в предстоянии». Они просят Спасителя быть снисходительным и милостивым к верующим. В деисусе заключена идея заступничества Бога. Народ приходил в храм со своими тревогами и страданиями в надежде замолить грехи и получить Божью благодать. Перед молящимися на небесном троне восседал Христос «милующий». В иконостасе деисус расширялся в обе стороны сим­ метрично расположенными фигурами архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святителей, митропо­ литов, мучеников. Весь этот ряд икон именовался «деисус- ным чином». Ниже его, на двери и по ее сторонам рас­ полагались иконы «местного ряда» — Благовещение, Тайная вечеря и другие, обязательно — изображения четырех еван­ гелистов, Спасителя, храмовая икона и иконы местночтимых святых. Выше деисусного чина, в третьем ярусе, ставились празд­ ничные иконы: Благовещение, Рождество Христово, Креще­ ние, Сретение, Преображение, Успение, Покров и другие. Праздничные иконы отличались многоцветностью, яркостью красок, особо радостным настроением. Даже кончина Бого­ родицы представлена как воссоединение ее души с Богом, с сыном Иисусом. Выше праздничного чина располагались иконы пророческого чина, над ними — праотцы, Бог-отец (Саваоф) в окружении херувимов и серафимов (своих слуг — ангелов). Иконостас — главное украшение храма. Он создает у молящихся особый духовный настрой, выражает собою присутствие божественной силы, рисует картину мирозда­ ния, дает зримое представление о невидимом мире. Спас на престоле обычно правой рукой благословляет молящихся, а левой — держит на коленях раскрытую книгу с каким-либо евангельским текстом, например: «Аз есмь свет всему миру, ходяй ко мне». Есть изречения на свитках, которые держат пророки и святители. Чем больше икон размещалось в храме, тем величест­ веннее он выглядел. Воскресенский собор в Коле имел в главном храме в каждом из пяти ярусов по 25 икон; такой же иконостас был и в придельной Никольской церкви, а в Георгиевской церкви — по 10— 14 икон в ярусе. Кроме того, много икон висело на стенах собора. 327

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz