Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

Феодорита, Трифона, Феогноста. Вероятно, этим объясня­ ется тот факт, что в XVI веке, в пору приобщения лопарей к православию, на Кольском полуострове появляются три храма во имя апостолов Петра и Павла: в Поное, Варзуге и Коле. Названия церквей, а следовательно и храмовых икон, соответствовали задаче утверждения христианства среди только что крещенной лопи. В писцовой книге 1608 года сказано: «Погост Понойский... А на погосте храм верховных апостол Петра и Павла, древян, поставлен по челобитью терских лопарей и для их крещения и веры православные, а в церкве образы... государево данье: ...по правую сторону царских дверей образ Петра и Павла, обложен серебром, басмен, венцы сканные (с украшениями из витой проволоки), в венцах камышки». Еще два образа (апостолы порознь) стояли в иконостасе. Храм строился около 1570 года, и все иконы, книги, ризы, утварь — дар Ивана Грозного. Фигуры апостолов на иконах — в полный рост, Петр — с золотыми ключами (от небесного рая), Павел — с книгой (Священным писанием). Апостолы, приобщавшие человечество к христианству, были людьми с разными характерами, и художники, в меру своего таланта, создавая иконы, наделяли Петра и Павла индивидуальными чертами. «Павел, — отмечает искусство­ вед К. В. Корнилович, — человек крайностей... По складу ума — это мыслитель, по складу души — фанатик. Его вера страстная, испепеляющая душу, не терпит инакомыслия. Натура сильная, волевая, он находится в постоянном боре­ нии с самим собой, смиряя свой дух, свою гордыню... Совсем иным рисуется Петр: кроток, простодушен, порывист, легко переходит от одного душевного состояния к другому, волею слаб. В его поступках проявляются лучшие стороны челове­ ческого характера, но одновременно ему присущи и людские слабости». Различали апостолов и простые люди, не искушенные в вопросах богословия. В народных сказках Петр выступает как привратник райских дверей. Павла знали как строгого наставника праведной жизни. Помимо обычных однофигурных икон Петра и Павла существовали и изображения их в житийном варианте. Образ 323

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz