Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

Клейма иконы «Зосима и Савватий» — строительство монастыря, выпаривание соли в варнице, Соловецкий монастырь, XVI в. биографических сцен (на иконе главного соловецкого храма — 56 клейм). «Образ Зосимы и Савватия Соловецких с изображением чудес» стоял возле царских дверей в Успен­ ской церкви села Варзуги. Такая же икона находилась в Георгиевском приделе кольского Воскресенского собора. Иногда Зосиму и Савватия писали порознь, на отдельных досках (в ковдской Никольской церкви). Поморское население чтило Зосиму и Савватия не толь­ ко как духовных наставников, но и как неутомимых труже­ ников. В клеймах икон показаны строительство монастыря, хозяйственная деятельность святых. На одной из сцен — выварка соли: возле варницы стоит в нарядной одежде, с по­ сохом в руке Зосима, поодаль, у колодца, держит бадью с рассолом монах Герман — в простой одежде (кафтане), без нимба (сияния вокруг головы); на море плавают более двух десятков гусей. Искусствоведы отмечают «отличную прорисовку и чет­ кость живописания» соловецких художников. Их иконы Зосимы и Савватия, пишет И. J1. Кызласова, отличаются «богатством фантазии... многоцветьем». При всей условнос­ ти иконного письма, клейма «весьма точны в изображении 320

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz