Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.
зверобоев, всех следовавших по морю. Терпевшие бедствие непременно обращались за помощью к святому Николаю. На поморских лоциях (посо биях для судовождения) писа лась молитва: «...Спаситель наш Иисус Христос, сын Бо жий... Пошли, Господи, свое го святителя и скорого помощ ника Николая Чудотворца на избавление нас, грешных. Аминь». Первый православный храм на Кольском полуост рове, построенный в 1491 году в Варзуге, носил имя святого Николая. Затем Ни кольские церкви появились в Ковде, Порьей Губе и Коле, позднее — в Александровске и Мурманске. В церквах всегда на почетном месте — возле царских дверей, рядом с изображением Спасителя, ставилась соимен ная, так называемая храмовая икона. В Никольских церквах это образ святителя Николая. Изображения Николая Чудотворца разнообразны. И помещали такие иконы в разных местах храма. Иконку с ликом Николы брали в дорогу. Перед нею молились в крестьянском доме и в промысловой избе. Обычно Ни кола изображался в рост или по пояс, но иногда в окру жении других святых, чем подчеркивалась его первенст вующая роль среди небесных заступников. Широкое распространение получила икона Николая Чудотворца «в житии»: в центре (среднике) — крупный портрет самого святого в святительской одежде (с черны ми крестами), а по сторонам «в клеймах» (клетках) — картинки из его жизни, а также сотворенных им чудес. Первоначальная живопись на старинных иконах, долго стоявших в церкви, скрыта под слоем копоти (от горевших свечей) и позднейших «поновлений» (повторного нанесе 314
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz