Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

«Ими же новоисправные книги заведены, древния ж отрину­ ты... Кому ж плод их ныне не явен есть: в пост мясо жрут, иконы обдирают, табакирки строят, часовни разорены. На месте же их кабаки построены. Их же позволением и блудные домы везде заведены и... школы на танцы, на скоки, на плясы, на скверные и блудные песни и разные камидии, игры и особливые учители к бесовским делам приставлены. Божия же домы и монастыри опустели». Во всем этом автор сочинения видит «явное знамение о кончине света». Одна из глав названа «О табаке... иже зародился от нечистоты и мерзости». «Нынешние правители, — говорится в ней, — не токмо возбраняют, но и сами его употребляют и иных научают». Против этой фразы на поле листа сделана приписка: «А кто сей скверны не приемлет, тех раскольни­ ками укоряют». В книге прославляются соловецкие иноки, которые «крепко сташа противо духоборцов, возмутивших благочес­ тие»; читатели призываются неослабно «держатися старой отеческой веры». В составе другого сборника, находившегося в Умбе, помещено «Прение отца Авраамия, нового исповедника и поборника о Церкве Христове. От новолюбителей пострада». Авраамий — ученик идейного вождя раскольников Авва­ кума — рассказывает о своем заточении в 1670 году, о споре со следователями на допросе в патриарших палатах по вопросам веры и о побоях, учиненных ему крутицким митрополитом Павлом. «Старолюбца» упрекали в «неведе­ нии» церковного учения, в том что он, «не учася риторства, ни философства... говорит выше ума своего». Но Авраамий показывает незаурядные познания в богословии, приводит веские свидетельства тому, что греки, находясь под властью турок, отошли от истинного православия и теперь у них «нет и следа благочестия». Приписка к «Прению» гласит: «За имя Исус Христово чернец Авраамий... сожжен бысть в срубе со своею братиею, пострада на Москве». Опасаясь преследований, крестьяне хранили раскольни­ чьи сочинения в своих домах «потаенно». Их не показывали ни в каких описях книг, не давали вкладом в церковные библиотеки, поэтому степень распространения такой лите­ ратуры в народе определить невозможно. 309

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz