Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

не двумя пальцами, а тремя, писать имя Христа не «Исус», а «Иисус», земные поклоны заменил поясными. Часть верующих, особенно на Русском Севере, отказа­ лась принять новшества Никона и объявила его слугой антихриста. Не признали реформу Никона Соловецкий мо­ настырь, Кандалакша и ряд других поморских селений. Власти подвергли «раскольников» (так назвали всех против­ ников реформы) жестоким наказаниям, но сломить их упор­ ство не смогли. Борьба между никонианами и «старолюбцами» породила литературу об «истинной вере». И те, и другие доказывали свою правоту и обличали «лжеучителей». Сочинения рас­ кольников переписывались и рассылались в разные места, в том числе и на Кольский Север. Среди книг Мурманского областного краеведческого музея обращает на себя внимание раскольничья «Книга Ответ на ложный увет», в 1821 году принадлежавшая умб- скому крестьянину Петру Осиповичу Лопинцеву. Книга состоит из нескольких произведений, призванных показать ложность никонианских церковных правил. Это — выписки из Евангелий, Деяний апостолов, «Апокалипсиса» Иоанна Богослова, сочинения «О иноческом житии» Василия Вели­ кого, «О соловецком сидении» Семена Денисова, с пометами в нужных местах: «Внимай, читателю!» Всего в книге 125 листов, тетради сшиты суровыми нитками и помещены в ко­ жаный переплет с тиснением на корешке. Книга составлена в XVIII веке, после учреждения Синода (1721). На втором листе книги имеется надпись: «Сия тетрать Петра Югарова... Писали... в тюрьме посидельцы»; на обороте листа как бы продолжение: «Прошу моих родителей помянуть... меня Петра вечно отдаю сию книшку», далее надпись вытерта и красным карандашом помечено: «Петр Умбачев». Первое, заглавное сочинение — отповедь никонианину Арсению «на ложный его увет» — содержит опровержения доводов о еретичности учения «старолюбцев» выдержками из произведений Иоанна Лествичника, Максима Грека, Пе­ черского патерика. Подкрепив свое мнение высказываниями авторитетных писателей, автор «Ответа» укоряет Арсения: «Что ж ты мя раскольником именуешь? Сам же ты со ере­ тики согласуешись. Пишешь бо ся проповедник слова Божия и учитель...» Страстно осуждаются действия никониан: 308

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz