Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

В библиотеке Кандалакшского монастыря, согласно описи 1705 года, находилось 2 письменных и 2 печатных Пролога, 3 «общих минеи» и 34 одномесячных. В Кольско-Печенг- ском монастыре насчитывалось в 1722 году 14 отдельных миней, 2 общих и 4 «Пролога троемесячных» (то есть на весь год) — все рукописные, «ветхие» от многократного чтения. Пролог содержит в большом числе произведения, воспи­ тывавшие людей в духе христианского учения. В нем можно найти тексты почти по любой теме, волновавшей средневе­ кового читателя или слушателя. Дана масса наставлений, как следует вести себя в обществе, чтобы обрести спасение — райскую жизнь после смерти. Довольно сильно звучит при­ зыв к социальному согласию: «Богатии, милостивы будьте... Убозии же, хваляще Бога, терпите скорби» (притча «О бо­ гатом и Лазаре», 11 июня); «Того ради Бог богата и убога сотвори, да препитан будет убогий от богатого, и спасется богатый милостыни ради» (Поучение, 20 июня). Милостыня выше молитвы и поста, утверждает Пролог (24 января). В «Видении юродивого Андрея» обрисован господин, который «был лют в своем житии... челядь моряше гладом и ранами, и наготою... во дни зимныя». И это не осталось без Божьего наказания: Андрей видит, как богача после смерти провожает в ад сам Сатана с бесами. Сурово осуждаются богатые, живущие не по вере, забыв­ шие страх Божий, обижающие бедных и подвластных людей. Черноризец Петр обличает «богатых мира», которые «и се­ кутся, и воюются... хотяще прияти и власть, и честь, и славу, и землю». Один из главных пороков — стремление нажиться за счет угнетения и ограбления людей: «Корень бо есть всем злым (делам) сребролюбие». Одобряется праведно добытое богатство, трудолюбие и предприимчивость. Все дается на радость человеку: «и сан, и красота, и имение, и пища, и одежда... злато и сребро, скот и пажити (пастбища), земли и села», но обладатель богатства должен пользоваться им «с разумением», живя по «божественному закону» (Поучение, 23 декабря). Осужда­ ются непомерная роскошь, чревоугодие (обжорство) и ску­ пость. Милостыня нищему рассматривается как подаяние самому Христу. 303

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz