Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

Позднейшие списки Жития Трифона дополнялись его новыми чудесами. В печатном издании Жития, вышедшем в 1891 году, приводятся такие случаи. Сын кольского стрель­ ца Игнатий Пастухов три года болел, оглох и ослаб. Родители дали обет потрудиться в монастыре один год, что и испол­ нили. Отрок, помолившись у могилы Трифона, стал здоров. Колянин Илларион проткнул на промысле рыболовным крючком «вежды ока» и. по его молитве, святой Трифон исцелил страждущего. Описываются в Житии случаи, когда поморы спасались во время бури на море, призвав на помощь святого Трифона. Житие сделало имя Трифона весьма популярным на Русском Севере. Память о нем особенно прочно держалась у лопарей. Путешественник Ф. П. Литке, побывав на Мур­ мане в 1822 году, писал: «Печенга есть Мекка того края: каждый благочестивый лопарь считает обязанностью покло­ ниться, хотя бы раз в жизни, мощам святого угодника; в затруднительных случаях дают они обеты идти в Печенгу на богомолье, многие делают это для излечения от болез­ ней». 6. ПОВЕСТЬ О ВАРЛААМЕ КЕРЕТСКОМ Среди жителей Русского Севера укоренилось поверье: в море, близ мыса Святой Нос, некогда обитали черви, которые прогрызали днища судов; святой Варлаам Керет- ский «заклял» опасных древоточцев и навсегда избавил поморов от страшной беды — потопления в пути. О жизни Варлаама рассказывает Повесть, известная литературоведам в семи списках. Считают, что сначала, в конце XVI века, возникло Житие, которое в середине XVII века было дополнено рядом рассказов тем же писателем, который создал Житие Трифона Печенгского, и стало назы­ ваться Повестью. Ибо житие давало образец поведения, а по­ весть только оповещала о случившемся. Варлаам вырос в Поморье, в селе Керети, «научен же бысть книгам», стал священником «в Кольском граде в церк­ ви Николы Чудотворца, и тамо пребываше добре», поучал людей «Закону Божьему яко истинный пастырь». Однако в его праведную жизнь, «всяческими добродетелями укра­ 300

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz