Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

Житие преподобного Трифона печенгского чудотворца», один из них «писан уставом», то есть четким, торжествен­ ным начерком. Трифон, повествует Житие, родился в семье сельского священника «близ града Торжка» в Новгородской земле, был в «юности своея изряден постник, милостив». Но ранний период его жизни, пока он не явился «на приморие великого моря Окияна... на реку Печеньгу, в народ лопарский», почти не описывается. Главное деяние Трифона — приобщение лопарей-язычников к христианству по Господней заповеди: «Шедше, научите вся языки» истинной вере. Основной рассказ в Житии — «Об устроении обители и просвещении лопарей» раскрывает подвиг Трифона. Дело, за которое взялся Трифон, требовало большого упорства, сметки, жертвенности. Предстояло наладить быт в приграничной, обитаемой лишь лопарями-кочевниками местности, вдали от русских селений, вполне освоить лопар­ скую речь, добиться доверия полудиких язычников, позна­ комить их с христианским вероучением и обрядами, до­ биться согласия на принятие православия. Трифон принес с собой несколько книг, икону святой Троицы, плотницкий инструмент, срубил себе в лесу келью и после длительного общения с жившими окрест лопарями стал проповедовать им «русскую веру» — показывал «камень Иисуса Христа и его кровь», рассказывал «о истинном в Троице славимом Бозе, и о потопе, и о разсеянии языков, и о Аврааме... пришествие Сына Божия, и о его воплощении, и о страстех (мучениях), и о воскресении...». Одновременно Трифон указывал на выгоды торговли с христианами-рус- скими: начал, сообщает Житие, «творити беседы о куплях». Смена религии — дело не простое. Проповедь христи­ анства на первых порах встречала сильное противодействие кебунов — служителей языческого культа, которые «Три­ фона за власы торкаху и о землю метаху, и бияху, и пхаху». Терпеливо убеждая, Трифон склонил большинство лопарей к принятию новой веры. Он соорудил на Печенге небольшую церковь и крестил многих лопарей из окрестных селений. По летописи это произошло зимой 1532/33 года. Следующим этапом деятельности Трифона стало созда­ ние монастыря — оплота русской Церкви на Мурмане. Он посетил Новгород и Москву, получил щедрые пожертвова­ 298

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz