Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

миниатюре, по-древнерусски — «соборник» или «изборник» («избрано от книг многих»), В соборники включались как религиозные, так и светские произведения разных жанров. Такая книга ценна тем, что она показывает круг чтения средневекового грамотея, отражает интересы и художествен­ ные пристрастия заказчика — образованного человека свое­ го времени, постоянно обращавшегося к книге как источ­ нику знаний. Составлением соборников занимались весьма эрудиро­ ванные книжники, хорошо ориентировавшиеся в огромной массе литературы. Учитывая запросы заказчика, они подби­ рали нужные произведения, нередко сами редактировали их, вносили нечто свое, становясь как бы соавторами древних писателей. По обычаю того времени, они не указывали своего имени, говорили о себе в пренебрежительном тоне. Изготовитель варзужского Соборника в посвящении за­ казчику Кириллу написал свое имя буквенно-цифровым шифром: «АНДРОНИЙ». Поскольку такое имя больше нигде не встречается, по-видимому, вернее будет читать «Андроник». Кирилла он величает лестными словами: «воз­ любленный о Христе», восхваляет его покровительство бед­ ным («нищелюбие и многая к нам благодеяния»). Себя называет «многогрешным, скверным и непотребным», «не- ключимым (непригодным) рабом», сообщает, что составлял Соборник в горестном состоянии (когда «уных от печали»). В том же духе Андроник говорит о своем Соборнике: «злоукорным моим языком слагал и вдахом твоей боголю­ бивой душе», но при этом выражает надежду: «Да прочтется сия книга и иным нашей братии, у вас пребывающих». Даты написания Соборника нет, но время указано: «Во царство государя нашего, благоверного и христолюбивого царя... Бориса Федоровича» (Годунова), то есть между 1598 и 1605 годами. На основании этого можно предположить, что составителем варзужского Соборника являлся соловец­ кий монах, иеродиакон Андроник, известный тем, что его приглашали в начале XVII века в Москву для переписки Хронографа. Содержание Соборника, принадлежавшего Кириллу, де­ лится на три части. Сначала, вслед за оглавлением книги, идут 24 канона — тексты, посвященные разным святым (включая Зосиму и Савватия соловецких, Каргопольского 294

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz