Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.
миниатюре, по-древнерусски — «соборник» или «изборник» («избрано от книг многих»), В соборники включались как религиозные, так и светские произведения разных жанров. Такая книга ценна тем, что она показывает круг чтения средневекового грамотея, отражает интересы и художествен ные пристрастия заказчика — образованного человека свое го времени, постоянно обращавшегося к книге как источ нику знаний. Составлением соборников занимались весьма эрудиро ванные книжники, хорошо ориентировавшиеся в огромной массе литературы. Учитывая запросы заказчика, они подби рали нужные произведения, нередко сами редактировали их, вносили нечто свое, становясь как бы соавторами древних писателей. По обычаю того времени, они не указывали своего имени, говорили о себе в пренебрежительном тоне. Изготовитель варзужского Соборника в посвящении за казчику Кириллу написал свое имя буквенно-цифровым шифром: «АНДРОНИЙ». Поскольку такое имя больше нигде не встречается, по-видимому, вернее будет читать «Андроник». Кирилла он величает лестными словами: «воз любленный о Христе», восхваляет его покровительство бед ным («нищелюбие и многая к нам благодеяния»). Себя называет «многогрешным, скверным и непотребным», «не- ключимым (непригодным) рабом», сообщает, что составлял Соборник в горестном состоянии (когда «уных от печали»). В том же духе Андроник говорит о своем Соборнике: «злоукорным моим языком слагал и вдахом твоей боголю бивой душе», но при этом выражает надежду: «Да прочтется сия книга и иным нашей братии, у вас пребывающих». Даты написания Соборника нет, но время указано: «Во царство государя нашего, благоверного и христолюбивого царя... Бориса Федоровича» (Годунова), то есть между 1598 и 1605 годами. На основании этого можно предположить, что составителем варзужского Соборника являлся соловец кий монах, иеродиакон Андроник, известный тем, что его приглашали в начале XVII века в Москву для переписки Хронографа. Содержание Соборника, принадлежавшего Кириллу, де лится на три части. Сначала, вслед за оглавлением книги, идут 24 канона — тексты, посвященные разным святым (включая Зосиму и Савватия соловецких, Каргопольского 294
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz