Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

3. ЖИТИЕ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ Любимым чтением поморов являлись жития — описания праведной жизни и чудодеяний святых. На Кольском Севере во многих списках бытовало Житие монахов Зосимы и Савватия, положивших начало Соловец­ кой обители (1429— 1436). Это произведение создавалось поэтапно. Вскоре после смерти Зосимы (16 апреля 1478 года) были записаны рас­ сказы его учеников и сподвижников о бытовой жизни и соз­ дании монастыря первыми поселенцами Соловков. Затем игумен Досифей на основе этих записей составил единую повесть о жизни и деяниях Зосимы и Савватия. Творение это, написанное «неухищренно», простой речью, в 1503 году подверг литературной обработке опальный митрополит Спи­ ридон, живший в Ферапонтовом монастыре (близ Вологды). Наконец, в 1548 году, после причисления Зосимы и Савватия к лику святых, появилась новая редакция произведения под названием «Житие и подвиги преподобных отцов наших Зосимы и Савватия Соловецких начальников, новоявленных чудотворцев», созданная при участии известного в то время писателя Максима Грека. На экземпляре Жития, находившегося в библиотеке умбского крестьянина Петра Осиповича Лопинцева, дано пояснение: «Списаша сие в лето 7056 (1548. — И. У.) при игумене Филиппе». В последующее время Житие многократ­ но дополнялось описанием чудес, происходивших после обращения к Зосиме и Савватию с молитвами. Житие соловецких чудотворцев вошло в четьи минеи (помесячные чтения), прологи (сборники житий святых), издавалось Синодом отдельными книгами (в 1853 году по­ явилось уже третье печатное издание). Житие Зосимы и Савватия содержит много историче­ ских сведений, относящихся к XV веку — периоду, слабо освещенному другими источниками об освоении Беломорья. Это гимн трудолюбию первосельников Соловецкого острова, которые «землю копаху... дров множество секуще... и воду от моря черпаху и тако соль варя, приготовляху и даяху торжникам на куплю и взимаху от них всяко орудие на потребу монастырскую, и в прочих делах тружахуся, и рыб­ ную ловлю творяху... и тако от своих потов и трудов кормяхуся». 19321 289

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz