Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

Туна — зимнее жилище лопарей Группа лопарей возле вежи Принятие христианства способствовало расширению и упрочению связей лопарей с соседями-русскими. Лопари стали сдавать им в аренду угодья, перенимать производст­ венный опыт. Среди лопарей появился слой зажиточных хозяев, торговавших семгой, пушниной, оленьими шкурами, вяленой треской. В XVII веке многие лопари обзавелись ружьями и кап­ канами. Луки и стрелы как орудия охоты стали постепенно выходить из употребления. В XVIII веке возникает продук­ тивное оленеводство, осваивается шнячно-ярусный лов трес­ ки и палтуса в открытом море. Таковы основные достижения лопарей в сфере материальной культуры. По опросу 1785 года все лопари-мужчины и 70 процен­ тов женщин владели русским языком (разговорной речью). Лопари, особенно жившие по тракту Кандалакша—Кола и те, которые систематически занимались промыслами на Мурмане, знали многие русские песни, сказки, поговорки. В теплое время года они носили русские одежды. «Лопари, — писал Ф. П. Литке, — имеют вид довольно порядочный. Мужчины ходят в суконных полукафтаньях, по большей части синего цвета... женщины в сарафанах». В домашнем быту употреблялась русская утварь. По свидетельству В. П. Верещагина (1849), некоторые лопари «завели само­ вары и чайные сервизы». В середине XIX века появились первые грамотные ло­ пари — выпускники Кольского училища. Семейное воспи­ тание основывалось на ласковом отношении родителей к своим чадам. Лопари никогда не били детей. Взрослые приобщали подростков ко всем видам труда, учили их 272

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz