Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

«Поездованием» ловили семгу на больших реках, осе­ нью, когда из-за сильных ветров вода становилась мутной. На промысел выходили всем селением. Лодки ставили в ряд и шли на веслах против течения реки. С каждых двух лодок тянули за веревки кошельковую сеть (наподобие большого мешка). Нередко за одно поездование в сеть попадало до десяти пудов семги. Такой способ лова с древних времен практиковался на Варзуге и Поное. Писцовая книга 1563 года сообщает: «Река Варзуга, а в ней ловят красную рыбу семгу всею волостью... 78-ю поездами, а на поезду по два карбаса, а в карбасе по два человека». Земельный участок с прибрежными водами, где промыш­ ленники ловили рыбу, назывался тоней. Если на нем стояла изба, в которой во время лова обитали промышленники, тоню называли «живущей». В середине XVII века по Тер­ скому берегу, близ устьев рек, из «живущих тонь» возникли деревни Кузомень, Чаваньга, Тетрино и другие. Их жители занимались преимущественно ловом семги. Исконными ловцами семги были лопари. В писцовой книге 1608 года читаем: «Терские крещеные лопари... понойские и искангские, 39 веж (жилищ), 91 человек... А угодья у них речки и тони по морскому берегу от речки Пялицы в Мурманской конец... На реках ловят красную рыбу семгу заборами, а на тонях сетьми и неводами». Часть угодий — не использовавшиеся ими реки и приморские тони — лопари отдавали в аренду колянам, двинянам и другим промышленникам, которые за это уплачивали государствен­ ные и иные подати, лежавшие на лопарях. Лучшие семужьи ловли во второй половине XVI и начале XVII века попали во владение духовных феодалов — монас­ тырей: на западном Мурмане — Печенгского, в Умбе — Соловецкого и Кирилло-Белозерского, в Варзуге — Ново­ спасского, Соловецкого монастырей и Патриаршего дома, в Поное — Антониево-Сийского и Троице-Сергиева (позд­ нее — Воскресенского и Крестного). Для лова семги в заборах монастыри нанимали в Поморье артели промышленников. Соловецкий монастырь присылал также своих вотчинных крестьян. Местные жители брали тони за оброк. Феодалам поступало довольно значительное количество добытой семги. Так, варзужские крестьяне с 48 дворов 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz