Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.
За короткий срок К. Коровин создал этюды мурманского цикла: «Святой Нос», «Полночное солнце на Мурмане», «Сувой», «Остров Витте», «Становище Териберка на Мур мане», «Устье реки Териберки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Церковь и кладбище в Еретиках», «Мурманский лов рыбы ярусами в море», «Сентябрь в Печенге», «Ручей святого Трифона», «Норвеж ский домик в Печенге», «Водопад святого Трифона», «Цер ковь на Пазреке», «Лапландский фильман — владелец оленьих стад». Ряд этюдов Коровин написал в северной Норвегии («Норд-Кап», «Северное сияние в Гаммерфесте», «Белая ночь») и в Архангельске («Рыбная пристань», «Тундра»), В. А. Серовым написаны девять этюдов: «Поморы», «Пароход «Ломоносов», «Трифоно-Печенгский монастырь» и другие. Этюды Коровина — не просто зарисовки с натуры. Художник передавал зрителю свое волнение, возникшие в душе чувства. Это эмоциональные пейзажи, в которых важ ную роль играет цвет (колор), хотя и не снижается значение композиции, размещения и сочетания зримых объектов. Так, на картине «Ледовитый океан» видим необозримое водное пространство, громадные волны обрушиваются на берег. Это образ могучей стихии Севера. Свинцово-серая, местами темная, гамма красок передает напряженность, смятение, возникающее при виде бушующего океана. Иное настроение передает этюд «Ручей святого Трифона»: участок тундры, скупая зелень под бесцветным небом, замшелые валуны, плавное течение реки — все это рождает в душе спокойст вие, умиротворенность. Этюд «Мурманский берег» воссоздает образ суровой природы Крайнего Севера, мрачность красок вызывает ощу щение гнетущей тяжести, тревоги. Искусствоведы дали высокую оценку работам Констан тина Коровина. Народный художник СССР Б. В. Иогансон назвал его «Моцартом живописи». Н. М. Молева писала: «Для Коровина мурманская поездка послужила окончатель ному определению себя... Каждый его северный этюд — это переживание, часто не лишенное драматичности». Возвратившись с Мурмана, К. Коровин по просьбе С. Ма монтова создал проект павильона «Крайний Север» для Нижегородской выставки: павильон призван был максималь 246
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz