Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

За короткий срок К. Коровин создал этюды мурманского цикла: «Святой Нос», «Полночное солнце на Мурмане», «Сувой», «Остров Витте», «Становище Териберка на Мур­ мане», «Устье реки Териберки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Церковь и кладбище в Еретиках», «Мурманский лов рыбы ярусами в море», «Сентябрь в Печенге», «Ручей святого Трифона», «Норвеж­ ский домик в Печенге», «Водопад святого Трифона», «Цер­ ковь на Пазреке», «Лапландский фильман — владелец оленьих стад». Ряд этюдов Коровин написал в северной Норвегии («Норд-Кап», «Северное сияние в Гаммерфесте», «Белая ночь») и в Архангельске («Рыбная пристань», «Тундра»), В. А. Серовым написаны девять этюдов: «Поморы», «Пароход «Ломоносов», «Трифоно-Печенгский монастырь» и другие. Этюды Коровина — не просто зарисовки с натуры. Художник передавал зрителю свое волнение, возникшие в душе чувства. Это эмоциональные пейзажи, в которых важ­ ную роль играет цвет (колор), хотя и не снижается значение композиции, размещения и сочетания зримых объектов. Так, на картине «Ледовитый океан» видим необозримое водное пространство, громадные волны обрушиваются на берег. Это образ могучей стихии Севера. Свинцово-серая, местами темная, гамма красок передает напряженность, смятение, возникающее при виде бушующего океана. Иное настроение передает этюд «Ручей святого Трифона»: участок тундры, скупая зелень под бесцветным небом, замшелые валуны, плавное течение реки — все это рождает в душе спокойст­ вие, умиротворенность. Этюд «Мурманский берег» воссоздает образ суровой природы Крайнего Севера, мрачность красок вызывает ощу­ щение гнетущей тяжести, тревоги. Искусствоведы дали высокую оценку работам Констан­ тина Коровина. Народный художник СССР Б. В. Иогансон назвал его «Моцартом живописи». Н. М. Молева писала: «Для Коровина мурманская поездка послужила окончатель­ ному определению себя... Каждый его северный этюд — это переживание, часто не лишенное драматичности». Возвратившись с Мурмана, К. Коровин по просьбе С. Ма­ монтова создал проект павильона «Крайний Север» для Нижегородской выставки: павильон призван был максималь­ 246

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz