Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

гельске богадельни для солдатских вдов, которая получила название, в честь великого князя, Алексеевской. После смерти несостоявшегося главы китобойной ком­ пании его торгово-промышленными заведениями владели наследники — вдова Агафья и сын Дмитрий. Купец второй гильдии М. А. Базарный оставил по себе самую нелестную славу. Итог его деятельности подвел Васи­ лий Немирович-Данченко. «Трудовое население, — писал он, — целую свою жизнь билось в петлях, расставленных Базарным везде, где только чуялась возможность легкой наживы. Поколениями поморы сплошь подпадали в крепост­ ную почти зависимость к этому кольскому Крезу из кабат­ чиков. С долгами ему Поморье не расплатилось и теперь, а как росли эти долги, про то знает только темная совесть Базарного. До сих пор (1873 год) лопари еще поминают в своих молитвах: "Спаси, Господи, оленя от волка и нас от Мартемьяна!"...Поморы, лопари и коляне сохраняют самые ужасные воспоминания о Базарном, потому что в лице этого капиталиста поморская эксплуатация и кулачество нашли самого яркого своего выразителя». 7. ФЕДОР ЧИЖОВ В 1871 году на Севере возникло пароходство. Купленные за границей пароходы ходили по двум линиям: по Белому морю и вдоль Мурманского берега до норвежского города Вардё. Плавать приходилось в трудных условиях: отсутство­ вали навигационные знаки, пристани, точные карты; не хватало опыта вождения судов. Сначала потерпел крушение пароход «Великий князь Алексей», затем произошла авария с пароходом «Качалов». «Товарищество Беломорско-Мур- манского пароходства» обанкротилось. За четыре года существования пароходства население привыкло к удобному виду транспорта. Но никто из капита­ листов не хотел возобновлять явно безвыгодное дело. Сезон­ ность промыслов и передвижения людей и грузов, громадные расстояния, частые штормы и туманы, малочисленность населения обрекали пароходство на убыточность. За решение жизненно важной для Севера задачи взялся московский предприниматель Федор Васильевич Чижов, 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz