Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

ной. Семейные рабочие нередко вынуждены были брать продукты питания в долг в заводской лавке. Жили в тесных каморках или заводских общежитиях («казармах»). Неудивительно, что рабочие всех без исключения лесо­ пильных заводов приняли активное участие в стачечной борьбе, развернувшейся в 1906— 1907 годах. Заводовладель- цы удовлетворили многие их требования: повысили на 10—30 процентов (в зависимости от вида работы) заработную плату, сократили рабочий день до 10 часов, а в ночную смену — до 9 часов, улучшили жилищные условия и медицинское обслуживание рабочих. Отныне штрафные деньги за про­ ступки стали поступать не заводчику, а на культурные нужды рабочих; приказчики за оскорбления и произвол в отноше­ нии подчиненных подлежали увольнению. На заводах возникли рабочие комитеты и комиссии, которые должны были «следить за точным исполнением обязательств, взятых на себя предпринимателями». Около половины ковдских рабочих вступили в профессиональный союз лесопилыциков Архангельской губернии. Произошел существенный сдвиг в сознании рабочих, которые стали считать заводчиков классовыми врагами. Первая мировая война резко изменила состав населения на Кольском Севере. Весной 1915 года началась прокладка Мурманской железной дороги. На участке Семеново—Кола работало 1750 человек, на кандалакшской дистанции — более 3 тысяч. К исходу 1916 года число рабочих на строи­ тельстве железной дороги достигло 12 000, не считая воен­ нопленных (около 5 000 человек). По характеру труда рабочие делились на три основные категории: 1) землекопы, занимавшиеся устройством полот­ на для рельсового пути и рытьем канав вдоль него (примерно 60 процентов рабочих); 2) плотники, строившие бараки, мосты и станционные здания (около 20 процентов) и 3) вспо­ могательные рабочие, занимавшиеся рубкой просек, заготов­ кой и перевозкой материалов. Одновременно на Кольском заливе сооружался торговый порт для приема военных грузов из Англии и Франции, шло строительство военно-морской базы для размещения судов и личного состава флотилии Северного Ледовитого океана, зарождался будущий город Мурманск. На Кольский полу­ остров прибывали инженеры-путейцы, эксплуатационники, 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz