Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.
Лопари постепенно усваивали русский язык, приобща лись к русской культуре и обычаям. В 20—30-х годах XVI века большинство лопарей Кольского полуострова приняло «русскую веру» — православное христианство. Крещение лопарей имело важные последствия: произошло дальнейшее их сближение с единоверным русским населением. Стали совершаться смешанные браки. Возник обычай «крестова- ния»: лопарь и русский обменивались нательными крестами и становились «крестными братьями», при этом они обме нивались подарками, ездили друг к другу в гости, выручали друг друга в трудных обстоятельствах. Лопари сдавали свои пустующие угодья в аренду русским промышленникам и по лучали от них ссуду мукой в голодное время. Во второй половине XVI века многие лопари, желая получить милость от Бога, отдали свои угодья монастырям. Некоторые промысловые реки монахи у них купили. Пра вительство, стремясь укрепить православную веру у ново- крещенных лопарей, всячески поддерживало монастыри. В 1581 году Иван Грозный пожаловал Печенгскому монас тырю в вотчинное владение окрестные погосты — Мотов- ский и Печенгский, с лопарями и угодьями. В XVII веке терские погосты Понойский, Иокангский и Семиостровский стали вотчинами Воскресенского и Крестного монастырей. Остальные лопари (62 процента) по-прежнему состояли в «государевом тягле» — на положении черносошных крес тьян. Помимо уплаты луковой дани, они отбывали ряд нату ральных повинностей, из которых самой обременительной была ямская гоньба (провоз людей и грузов через Лаплан дию). Вотчинные лопари, в отличие от государевых, не имели прав на владение угодьями. В писцовой книге 1608 года сказано: «Погостишко Печенское, а в нем живут крещеные лопари... А угодей за ними никаких нет, промышляют в лете на море — удят рыбу... а в осень по лешим местам по озеркам, по монастырской вотчине, ловят рыбу белую, да на лесу зверь бьют и птицы ловят, тем ся и кормят», а дань и оброк с них «емлют старцы Печенского монастыря». Се мужьи реки лопари брали у монастыря в аренду за половину улова. Черносошные лопари неоднократно жаловались на при теснения кольских властей: на излишние поборы, вымога ло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz