Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

гимназическому. Священники преподавали Закон Божий и, наряду со школьными учителями, составляли сельскую ин­ теллигенцию. На Кольском Севере служило немало священников, ревностно относившихся к своему делу. Большим уважением в крае пользовался Георгий Кириллович Терентиев (1823— 1904). Он окончил «курс философских наук» в Архангель­ ской духовной семинарии, в 1862 году прибыл в Нотозер- ский лопарский приход, к часовне Воскресения Христова. На отпущенные Синодом деньги построил для лопарей церковь Богоявления Господня, открыл школу при ней, занялся скотоводством и огородничеством. После девятилет­ него служения в Нотозере Терентиева перевели в Колу, затем — в Ловозеро, Печенгу, в Кильдинский погост. Отец Георгий всесторонне изучил быт населения Кольского полу­ острова, написал много содержательных краеведческих работ, посылал экспонаты на этнографические выставки в Архангельск и Москву; он постоянно защищал лопарей от всяких корыстных лиц. Правительство наградило Г. К. Те­ рентиева двумя серебряными медалями «За усердие» и ор­ деном Святой Анны второй степени. Пазрецкий священник Константин Прокопьевич Ще- колдин (1845— 1916) устроил школу в лопарском погосте и обучил грамоте большинство местных детей. В 1895 году он издал печатное пособие, называвшееся «Азбука для лопарей, живущих в Кольском уезде» и содержавшее рассказы вос­ питательного характера, материалы по арифметике, запове­ ди Закона Божия на русском и лопарском языках, текст государственного гимна и т. п. Щеколдин собрал и опубли­ ковал лопарские сказки, легенды и сказания в петербургском журнале «Живая старина» (1890), перевел на лопарский язык Евангелие от Матфея. За труды на пользу Отечества пазрецкий священник был удостоен ордена Святой Анны третьей степени. Такую же награду получил понойский священник Николай Иванович Шмаков «за метеорологиче­ ские наблюдения». От личности священника во многом зависел лад крес­ тьянской жизни — мирское согласие и добропорядочность прихожан. Неслучайно говорили: «Каков поп, таков и при­ ход». В Пазрецком погосте благодаря влиянию Щеколдина не было пьянства и правонарушений, грамотность взрослого 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz