Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

ментьева в Умбскую волость «во священники, чтобы у нас церковь Божия не была без пения». Непременным условием для занятия места священника было беспорочное поведение претендента. В 1721 году коляне решительно протестовали, когда попом в Воскресен­ ском соборе стал Григорий Окунев, который «недорослем за воровство в Коле был бит кнутом» и поставлен священ­ ником «не по кольскому градскому выбору, а по чьему-то излюбу». Авторитет священнослужителя во многом зависел от его поведения в миру. Прихожане считали попа своим настав­ ником, который приобщает их к учению Христа. При обра­ щении священника называли «батюшка», «отец». Такое именование возвышало пастыря. По обычаю прихожане отдавали церковному причту от волостного общества уло­ вистую семужью тоню и часть сенокосных угодий, а за требо- отправление (молебны и прочее) платили деньгами и съест­ ными припасами. Духовенство равно обслуживало и русское население, и лопарей. Так, семь лопарских погостов (Кильдинский, Во- роньинский, Семиостровский, Ловозерский, Масельгский, Нотозерский и Сонгельский) с 1684 года состояли в ведении Воскресенской соборной церкви в Коле. Священ­ ник Григорий Яковлев в октябре 1686 года доносил: «Я к ло­ парям ездил и в лопских погостах лопарей исповедовал, младенцев крестил, родильницам молитвы давал, и браки венчал и усопших отпевал». Петр I ограничил права и доходы монастырей, подчинил церковные учреждения светской власти, повелел брать не­ грамотных детей попов и причетников в солдаты. Екатерина II в 1764 году упразднила духовные вотчины, передала мо­ настырские земли местным крестьянам. В XVIII веке среди православного духовенства постепен­ но стало расти число лиц, прошедших обучение в духовных школах. Павел I поднял значение духовенства в государстве. Духовные лица за заслуги могли получать ордена, дававшие награжденным право потомственного дворянства. Расширя­ лись возможности для обучения священников в духовных академиях. В XIX веке в духовный сан посвящали лишь тех, кто окончил семинарию, учебный курс в которой не уступал 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz