Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.
в пределах современной Мурманской области проживало немногим более 6 тысяч человек и действовало 13 причтовых церквей; число священников и причетников (штатных слу жителей при храме) превышало 30 человек, с семьями нас читывалось более 120 лиц духовного сословия. На Кольском полуострове обосновались два местных монастыря (Печенгский и Кандалакшский) и несколько сторонних (Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Воскресен ский, Крестный, Новоспасский и другие), имевших в крае свои подворья с приказными старцами и слугами. Число монахов колебалось от 40 до 150 человек (во второй поло вине XVII века). Духовенство — как черное (монахи), так и белое (не монашествующее) — являлось сословием привилегирован ным: оно освобождалось от государственных податей, воин ской повинности, ему гарантировалось материальное обес печение и ряд льгот по жалованным грамотам. Вместе с тем к духовенству, как и к прочему люду, могли (до начала XIX века) применяться телесные наказания. Священнослужители подчинялись жестким требованиям и ограничениям. Свя щеннику запрещалось пьянствовать, играть в карты, плясать и смотреть на пляски, посещать театры, участвовать в мир ских сходках; рекомендовалось заниматься столярным ре меслом, церковным пением, допускалось слушание «скром ной» музыки. Жениться он мог до посвящения в духовный сан или после достижения 40-летнего возраста. Повторное вступление в брак запрещалось. В XVI—XVII веках духовные не получали специального образования. Профессия священника, в просторечии — попа, обычно переходила по наследству, от отца к сыну или племяннику. Религиозные познания сводились в основном к умению вести богослужение. Сельские священники почти не знали христианского учения. При Петре I в епархиях (церковных округах) были учреждены архиерейские школы, а позднее — духовные семинарии, готовившие воспитанни ков к священническому сану. До XVIII века прихожане сами выбирали себе священ ника и причетников. Так, в 1688 году варзужские крестьяне «излюбили и прирядили в попы» односельчанина Федора Мячнева; в 1690 году умбяне просили холмогорского архи епископа благословить местного крестьянина Ермолая Кле 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz