Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

Провожая Масленицу, жгли громадный костер, бросали в него старые, непригодные вещи, ненужные смоляные бочки, и пока они горели, собравшиеся пели протяжные песни. В Великий пост веселые развлечения прекращались; пели «духовные стихи», слушали сказителей. Допускалась игра в жмурки («имочки»). На Мурманском берегу в нерабочие дни промышленники играли в шашки и карты, ребята («зуйки») — «в бабки или рюхи». В XIX веке появилась гармонь. Беломорские промыш­ ленники шли с нею по «Мурманской дорожке», веселились, приходя в Колу. В летние праздники, писал Константин Соловцов, кольская молодежь «вся высыпает на городскую площадь; является на сцену гармоника, начинаются песни, игры в мяч, утушку и шестерку (пляска, похожая на хоро­ вод)... Ребятишки возятся и шумят по-своему, — и далеко за полночь веселится беспечная молодежь». Зимою собирались на посиделки. Устраивали их девуш­ ки по очереди у себя в доме, приглашали парней, вместе пели и танцевали. Одна из колянок в разговоре с петербурж­ цем Александром Слезскинским в 1896 году сказала: «На вечерках у нас бывает весело: кто в карты играет, кто танцует под песни и под гитару, на которой отлично играет казначейский чиновник». С конца XIX века для детей стали устраивать новогодние елки. В некоторых школах воспитанники под руководством учителей ставили небольшие спектакли, разыгрывали весе­ лые сценки для зрителей. В Народном доме города Александровска в 1904 году демонстрировался фонограф, с 1913 года стали показывать кинокартины, регулярно устраивались драматические пред­ ставления, в антрактах играл граммофон. На Умбском лесопильном заводе заводчики Беляевы построили «Дом для развлечения» со зрительным залом, помещением для танцев, бильярдной и чайной. Проводились концерты, маскарады, лотереи. Традиционная народная самодеятельность все более и более дополнялась привносимой извне драматургией, кино­ искусством, песнями (в том числе «вольными» и революци­ онными). Однако основы народной культуры Севера сохранялись.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz