Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Оба духовных феодала имели в волости подворья, в которых жили монахи-приказчики, ведавшие хозяйственны ми службами и управлявшие крестьянами. Угодьями монастыри распоряжались по-разному. Соловецкие монахи для ловли рыбы на морских и речных тонях присылали в Умбскую волость треть работни ков, а местные крестьяне должны были давать две трети рабочей силы; улов же делился в обратной пропорции: монастырь получал две трети, а крестьяне — только треть, из которой они должны были уплатить монастырю еще десятую часть —- промысловую пошлину. Кирилло-Белозерский монастырь сам ловил рыбу только в устье реки Умбы; все остальные тони отдавались в поль зование умбским крестьянам за половину улова. В зимнее время поморская беднота за небольшую плату работала при монастырских соляных варницах. ВОВЛЕЧЕНИЕ СААМОВ В СИСТЕМУ ФЕОДАЛИЗМА Длительное общение саамов с русским населением и распад патриархально-родового строя подготовили почву для перехода их к христианству. Угроза обращения саамов Кольского полуострова в лютеранство, которое в 20-х годах XVI века стало распространяться в скандинавских странах, побудили Русскую церковь и московское прави тельство ускорить приобщение «дикой лопи» к православ ной вере. Выполнить эту нелегкую задачу изъявили готовность соловецкий монах Феодорит и выходец из-под Новгорода отшельник Трифон. Им предстояло поселиться среди стойбищ «дикой лопи», усвоить саамский язык, завоевать доверие язычников, разъяснить им основы христианс кого ученья и склонить к добровольному крещению в «рус скую веру». Первой, в 1526 году, приняла православие «лешая лопь», для которой близ устья реки Нивы была сооружена неболь шая церковь. При ней немного позднее появились монаше ская обитель и село Кандалакша. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz