Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
гового порта, оборонительных сооружений и города на Коль ском заливе. Тяжелым трудом рабочих и инженеров, в предельно сжатые сроки, в суровых условиях Крайнего Севера была проложена и сдана во временную эксплуатацию железнодо рожная магистраль Петрозаводск—Мурман протяженнос тью более тысячи километров. Однако большинство сооружений было рассчитано на временное использование, и в недалеком будущем их предсто яло заменить постройками постоянного типа. Не были за кончены строительством и другие объекты — торговый порт, военно-морские базы, железнодорожное депо, не говоря уже о вновь учрежденном городе Романове-на-Мурмане. Постройка Мурманской железной дороги не смогла оказать большого влияния на ход войны и положение дел в России, но имела существенное значение для развития края: намного увеличилась численность рабочего класса, откры лись перспективы дальнейшего заселения края и освоения его естественных богатств. С постройкой железной дороги была ликвидирована оторванность Мурмана от центра России в период прекра щения навигации на Белом море. Экономически Кольский край стал тяготеть не к Архангельску, а к Петрограду. Изменилось смысловое значение термина «Мурман». На протяжении веков жители Севера называли Мурманом по бережье Кольского полуострова к западу от Святого Носа — район морских тресковых промыслов. Теперь все чаще и чаще в понятие «Мурман» стали включать, кроме того, по лосу железной дороги от Кандалакши до Колы, а иногда — и весь Кольский полуостров. Д О К У М Е Н Т Ы ОТЧЕТ АРХАНГЕЛЬСКОГО ГУБЕРНАТОРА С. Д. БИБИКОВА О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСМОТРА МУРМАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ «3 июля 1916 г. № 1830. ...Его императорскому высочеству принцу Александру Петровичу Ольденбургскому. 607
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz