Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
В феврале 1916 года царское правительство выкупило у Японии свои боевые корабли («Аскольд», «Варяг» и другие), которые были потоплены в период русско-японской войны и затем подняты японцами со дна моря. Через Индийский океан и Суэцкий канал их направили к берегам Франции и Англии, а оттуда — в воды Русского Севера. Присылка значительных военно-морских сил потребова ла создания на Мурмане береговых баз, способных принять и снабдить всем необходимым флотилию с экипажем до 6 ты сяч человек. 11 марта 1916 года совет министров одобрил проект строительства одной базы на Кольском заливе и другой — на Иокангском рейде, ассигновав на это в виде аванса 1 800 ООО рублей. Возведение береговых сооружений было возложено на Мурманстройку, а устройство пристани для Кольской базы — на министерство торговли и промыш ленности. В мае 1916 года, после зимнего перерыва, на Крайнем Севере возобновились операции германского военного флота. Немцы организовали на Лофотенских островах и в норвеж ских шхерах тайные базы снабжения и укрытия для подвод ных лодок, совершавших рейды к берегам Кольского полу острова. 5 июня 1916 года правительство объявило Александров ский и Кемский уезды «театром военных действий». 17 июня была образована Флотилия Северного Ледовитого океана. В нее вошли: отряд судов обороны Кольского залива, диви зия траления, дозорные суда, служба связи Белого моря и охрана Архангельского порта. Силы Флотилии постепенно росли. 26 июля с Тихого океана прибыли миноносцы «Грозовой» и «Властный», транспорт-мастерская «Ксения», 17 ноября — крейсер «Ва ряг», 3 января 1917 года — линейный корабль «Чесма». Корабли Флотилии Северного Ледовитого океана защи щали Мурманское побережье и конвоировали торговые и служебные суда от Вардё до Иоканги. Дозорные корабли, с целью обнаружения и уничтожения противника, патрулиро вали между Цып-Наволоком и островом Кильдин. Иностран ные и русские суда, шедшие в Архангельск, собирались на иокангском рейде и отсюда, во избежание столкновений с плавучими минами, двигались через горло Белого моря вслед за тральщиками. 598
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz