Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

границу за новыми грузами. Всего на берег было выгружено 28 043 тонны различного оборудования, каменного угля, во­ оружения, боеприпасов и прочего. Около 50 ООО тонн воен­ ных грузов, в первую очередь — пороха, винтовок, колючей проволоки, снарядов, автомобилей, авиационных частей, моторов, приборов, ручных фанат и армейских сапог, с по­ мощью кранов парохода «Сицилия» было перефужено на суда, которые с 29 марта 1916 года стали отправляться вслед за мощными ледоколами к острову Мудьюг, откуда эти фузы гужом перевозились к Архангельско-Вологодской железной дороге. 5457 тонн военных фузов, в основном винтовок и сна­ рядов, было отправлено в Петрофад по сухопутью: от Мурмана до Колы — по железной дороге, от Колы до Белой (Хибины) — на оленях, от Белой до Кандалакши — по железной дороге, от Кандалакши через Куолаярви до Рова- ниеми — на лошадях и далее — по Финляндской железной дороге. С началом свободной навигации по Белому морю основ­ ной поток военных фузов пошел непосредственно к Архан­ гельску. Мурманская железная дорога, ввиду ее недостроенности и нехватки подвижного состава, вывозила из торгового порта в среднем по 147 тонн фуза в сутки. Вследствие низкой пропускной способности железной дороги десятки тысяч тонн фузов лежали на товарных площадках не доставлен­ ными по назначению. Количество невывезенных фузов особенно возросло с наступлением зимы, когда все приходившие из-за фаницы корабли разфужались только на Мурмане. В январе 1917 года в торговом порту было принято 51 060 тонн различных фузов, в феврале — 66 455. С Мурмана фузы отправлялись двумя путями: по желез­ ной дороге — к Петрофаду и на пароходах — в Архангельск. Благодаря мощным ледоколам, купленным в Англии, и соз­ данию службы наблюдения за льдами проводка судов к Архан­ гельску не прекращалась в течение всей зимы 1916/17 года. В условиях мировой войны северные морские коммуни­ кации приобрели для России офомное значение. Мурманский край оказался самым удобным районом для поддержания прямых контактов с союзниками. К городу 596

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz