Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

отдавали промысловые угодья «исполу» (то есть за половину добытого продукта — рыбы, сала, жемчуга) в пользование прежних луковладельцев — крестьян. Некоторые, особенно доходные, угодья (устья рек) монастыри эксплуатировали сами, посылая на промысел зависимых от них людей. На свободные угодья монахи приглашали всех, кто хотел жить при монастыре «в крестьянстве». На это соглашались обычно безземельные люди, бобыли и «казаки», которым некуда было податься. На первых порах, пока они обзаво­ дились хозяйством, монастыри освобождали их от несения повинностей. По истечении «льготных лет» крестьяне, по­ селившиеся в монастырской вотчине, превращались в зави­ симых людей, обязанных выполнять различные монастыр­ ские повинности. Крестьянские луки считались «черными»: тот, кто вла­ дел ими, должен был нести повинности в пользу государства. Правительство не препятствовало переходу луков из одних рук в другие. Для него важно было одно — чтобы новые владельцы так же исправно несли установленные законом повинности. Вся совокупность повинностей, возлагавшихся на луковладельцев — черносошных крестьян, называлось тяглом. Монастыри не хотели наравне с крестьянами платить дань и оброк, промысловую десятину и разные сборы, а также выполнять всякие натуральные повинности. Они де­ лали все возможное, чтобы выйти из «тягла» — «обелить» перешедшие к ним луки, то есть сделать их свободными от повинностей. Царское правительство обычно удовлетворяло просьбы монахов о предоставлении им различных привилегий. Оно не только исключало монастырские земли из тягла, но и закрепляло за монастырями крестьян, живших на вновь приобретенных землях. Монастырям нередко удавалось подчинить себе и тех крестьян, которые продолжали владеть луками, были еще свободными общинниками. В этом отношении показательна судьба Умбской волости. Сюда после Басаргина правежа первым для скупки богатых семужьих ловель и солеваренных угодий устремился Соловецкий монастырь. К 1575 году он уже владел несколькими дворами и 5 луками из 42. Затем соловецкие монахи приобрели за 400 рублей еще 6 луков, две варницы и мельницу. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz