Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

К 5 декабря 1916 года на строительстве торгового порта было занято 620 рабочих, из них 200 плотников, остальные чернорабочие. 15 декабря ледокол «Сибиряков» доставил из Архангельска 99 ратников, а еще через десять дней на ледоколе «Русанов» прибыло 170 вольнонаемных рабочих. К. весне 1917 года на строительстве торгового порта нахо­ дилось 775 рабочих и служащих, в том числе 590 — нанятых контрагентами Качуриными. В марте 1917 года сооружение и оборудование трех глубоководных причалов были полностью завершены. По­ стройка двух других причалов близилась к окончанию. Общая протяженность этих пяти причалов составляла 630 метров. Шла забивка свай для шестого и седьмого причалов; действовали портовая электростанция, временный водопро­ вод для питания судов, грузооткатные средства. В возникшем близ порта поселке имелось около двух десятков жилых строений (преимущественно бараков), больница, столовая и различные служебные здания. В Дровяном были построены временные мастерские для ремонта судов землечерпального каравана, электрическая станция и некоторые хозяйствен­ ные помещения. Лесопильный завод Бергрена, перешедший в собственность казны, обслуживал потребности строитель­ ства. Для разгрузочных операций Мурманский торговый порт имел три береговых крана грузоподъемностью в 5-—10 тонн и один плавучий кран грузоподъемностью в 40 тонн. Кроме того, управление Мурманстройки имело два 10-тон - ных крана. Эксплуатация порта началась сразу же после устройства первой временной пристани в 1915 году. С наступлением зимы 1915/16 года военные грузы из Англии, Франции и США стали идти не в Архангельск, а в Кольский залив — в Александровск, Семеново и Дровяное. Причальных приспособлений для приема судов было очень мало. Корабли подолгу стояли на рейде, ожидая разгрузки. К 23 февраля 1916 года в Кольском заливе скопилось 37 коммерческих пароходов, в том числе 17 английских, 2 французских и 2 американских. Некоторые из них разгру­ жались на русские суда прямо на рейде. В период прекращения навигации на Белом море, с 24 ноября 1915 года по 23 марта 1916 года, Мурманский порт принял и разгрузил 11 кораблей, которые сразу же ушли за 595

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz