Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

радостное ...с севера и востока заслоненное довольно высо­ кими горами, но они не давят, так как отстоят достаточно далеко от залива»; местность песчаная, сухая, ничем не зараженная, с наличием хорошей питьевой воды. Северное и среднее колена Кольского залива, отмечал начальник портовых изысканий Валериан Евгеньевич Лях- ницкий, не представляют этих достоинств: они более под­ вергнуты океанскому волнению, берега их изрезаны рядом мелководных губ, большей частью круты и гористы. Выбор места для порта был утвержден 21 февраля 1915 года; конечная точка Мурманской железной дороги была обозначена постановкой столба 15 марта того же года, а пер­ вая партия строителей ведомства путей сообщения прибыла сюда 3 апреля 1915 года. Это была артель плотников из Пензенской губернии вошаве с десятником А. Быком. Она ехала из Петрограда через Шве­ цию и Норвегию по железной дорогое до Нарвика, а оттуда до Семенова — на пароходе. К лету 1915 года артель соорудила восемь бараков, предназначенных для строителей северного участка Мурманской дороги. Так зародился поселок близ будущей железнодорожной станции Мурман. Вскоре министерство торговли и промышленности на­ чало предварительные работы по сооружению в Семенов­ ской бухте торгового порта. По замыслу проектировщиков, Мурманский торговый порт, рассчитанный, главным образом, на вывоз леса, хлеба и рыбы и ввоз из-за границы каменного угля, соли и обору­ дования, должен был создаваться поэтапно. Первоначально, для удовлетворения нужд военного времени, предполагалось построить несколько временных деревянных причалов для разгрузки океанских пароходов и пристань для судов малой осадки (лихтеров). После этого намечались работы первой очереди — капитально перестроить временные портовые сооружения, довести их пропускную способность до 45 мил­ лионов пудов в год, устроить ремонтнохозяйственную базу. На это планировалось затратить 23 389 ООО рублей. Работа­ ми второй и третьей очереди предполагалось увеличить гру­ зооборот порта соответственно до 90 и 145 миллионов пудов в год. 589

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz