Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Б. Н. Палеолог. 18 июня он прибыл в Кандалакшу, где застал множество рабочих, собравшихся на пристани «затем, чтобы выехать с первым отходящим пароходом на родину». Вице- губернатору посулами и угрозами удалось вернуть на работу 150 человек, но около тысячи рабочих разъехались по домам еще до его приезда. Найти агитаторов и зачинщиков забас товки не представлялось никакой возможности. В связи с присылкой полицейских сил и некоторым улучшением положения рабочих стачечные выступления временно прекратились. Лишь кое-где недовольство рабочих прорывалось в виде мелких инцидентов. Так, например, 30 июля 1915 года в Княжой Губе 20 рабочих избили кладовщика, отказавшегося выдать им положенные продук ты питания. В начале сентября участились случаи бегства рабочих со стройки. Характеризуя настроение рабочих на линии Кандалак ша—Мурман, александровский исправник Паршенский писал: «Несвоевременный и незначительный подвоз пище вых продуктов давал повод для разного рода толков среди рабочих, вселяя в них, помимо злобы, и ненависть: послед няя, кроме того, увеличивалась еще и грубым, с отборной руганью, обращением не только десятников, но и лиц, при надлежащих к администрации дороги. Негодовали рабочие также и на неправильное удовлетворение их платою по числу вырабатываемых ими дней». Факты бегства рабочих со стройки вызвали раздражение петроградского начальства. Представитель военного ведом ства генерал-лейтенант Валуев 7 сентября 1915 года заявил, что архангельский губернатор не принимает решительных мер в отношении самовольно оставляющих работы, что он якобы «ограничился юридически-платоническим преду преждением о каре виновным». В ответ на это губернатор С. Д. Бибиков 21 сентября 1915 года писал, что на основании его распоряжений «подвергнуто трехмесячному аресту 17 че ловек, четверо — двухнедельному и один рабочий — недель ному...» Наибольшее беспокойство властей вызывало то обстоя тельство, что у большинства рабочих, завербованных на строительство железной дороги весною, срок найма истекал 1 октября 1915 года. По условиям контракта администрация имела право задержать рабочих на стройке еще на один 582
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz