Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
9 июня 1915 года 720 рабочих сели на пароход «Василий Великий» и самовольно отправились в Архангельск. Предупрежденные телеграммой архангельские власти выслали на пристань, к которой подошел «Василий Вели кий», воинскую команду. Вскоре на пароход прибыл вице- губернатор Б. Н. Палеолог. «Собрав рабочих на палубе, — писал он, — я обратился к ним с увещанием вернуться на работы, объяснив им государственное значение строящейся Мурманской дороги... Однако рабочие заявили мне, что плохой климат и недостаток в пище и одежде вызвали среди них заболевания, которые и лишают их всякой возможности вернуться на работы. Изнуренный вид рабочих указывал на полную правдоподобность их заявления. Сверх того, при дальнейших беседах моих с отдельными рабочими я обна ружил, что многие из них больны цингой». Сколько ни уговаривал их вице-губернатор, рабочие «категорически от казались возвратиться на работы ввиду чрезвычайно тяжелых условий жизни на Кольском полуострове». Попытки найти среди них «агитаторов и зачинщиков забастовки» ни к чему не привели. Губернатор С. Д. Бибиков по телеграфу затребовал списки «подстрекателей» у инже нера П. Е. Соловьева, но тот ответил, что это должны сделать начальник участка и инспектор Кульжинский. Последние, однако, не знали фамилий зачинщиков движения, и губер натор вынужден был прекратить расследование. Массовый уход рабочих со строительства железной до роги заставил губернскую администрацию и управление Мурманстройки принять срочные меры. Часть рабочих, занимавшихся рубкой просеки, перевели на сооружение бараков. Из Архангельска в Кандалакшу были отправлены продукты питания и скот для забоя на месте, чтобы рабочие могли получать свежее мясо. Со складов затребовали обувь, и к середине июня из 2500 рабочих, оставшихся на Канда лакшском участке, две трети были «уже снабжены сапо гами». Для всех строителей заказали накомарники (на 10 ты сяч рублей). Плату рабочим стали выдавать еженедельно, а не по истечении каждого месяца. Царское правительство было обеспокоено тем, что на строительстве Мурманской железной дороги зародился «дух своеволия», что во время кандалакшской забастовки «рабо чие, ввиду отсутствия достаточной полицейской и воинской охраны, чувствовали себя хозяевами положения». 580
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz