Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

9 июня 1915 года 720 рабочих сели на пароход «Василий Великий» и самовольно отправились в Архангельск. Предупрежденные телеграммой архангельские власти выслали на пристань, к которой подошел «Василий Вели­ кий», воинскую команду. Вскоре на пароход прибыл вице- губернатор Б. Н. Палеолог. «Собрав рабочих на палубе, — писал он, — я обратился к ним с увещанием вернуться на работы, объяснив им государственное значение строящейся Мурманской дороги... Однако рабочие заявили мне, что плохой климат и недостаток в пище и одежде вызвали среди них заболевания, которые и лишают их всякой возможности вернуться на работы. Изнуренный вид рабочих указывал на полную правдоподобность их заявления. Сверх того, при дальнейших беседах моих с отдельными рабочими я обна­ ружил, что многие из них больны цингой». Сколько ни уговаривал их вице-губернатор, рабочие «категорически от­ казались возвратиться на работы ввиду чрезвычайно тяжелых условий жизни на Кольском полуострове». Попытки найти среди них «агитаторов и зачинщиков забастовки» ни к чему не привели. Губернатор С. Д. Бибиков по телеграфу затребовал списки «подстрекателей» у инже­ нера П. Е. Соловьева, но тот ответил, что это должны сделать начальник участка и инспектор Кульжинский. Последние, однако, не знали фамилий зачинщиков движения, и губер­ натор вынужден был прекратить расследование. Массовый уход рабочих со строительства железной до­ роги заставил губернскую администрацию и управление Мурманстройки принять срочные меры. Часть рабочих, занимавшихся рубкой просеки, перевели на сооружение бараков. Из Архангельска в Кандалакшу были отправлены продукты питания и скот для забоя на месте, чтобы рабочие могли получать свежее мясо. Со складов затребовали обувь, и к середине июня из 2500 рабочих, оставшихся на Канда­ лакшском участке, две трети были «уже снабжены сапо­ гами». Для всех строителей заказали накомарники (на 10 ты­ сяч рублей). Плату рабочим стали выдавать еженедельно, а не по истечении каждого месяца. Царское правительство было обеспокоено тем, что на строительстве Мурманской железной дороги зародился «дух своеволия», что во время кандалакшской забастовки «рабо­ чие, ввиду отсутствия достаточной полицейской и воинской охраны, чувствовали себя хозяевами положения». 580

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz